В рамках акции «Украина — Генуя: диалог людей и культур» в Национальной опере звучаласкрипка легендарного Страдивари.
Этот концерт состоялся при содействии Итальянского института культуры в Украине и его директора господина Никола Франко Баллони, а также мэрии города Генуи и его вице-мэра госпожи Анны Кастеллано. В первом отделении вечера оркестр под управлением Николая Дядюры исполнил увертюру к опере Дж. Россини «Севильский цирюльник» и «Итальянскую симфонию» немецкого композитора Феликса Мендельсона-Бартольди. А во втором, на сцену вышел «гвоздь программы», Массимо Куарти, обладатель скрипки под названием «Граф Де Фонтана» работы великого Антонио Страдивари. Скрипка, созданная в 1702 году, в свое время являлась собственностью известного музыканта Давида Ойстраха. Он продал ее Миланской музыкальной фундации, которая обладает уникальной коллекцией инструментов, сделанных старыми мастерами. Маэстро Куарти получил уникальный инструмент во временное пользование. Скрипка «Граф Де Фонтана», обладающая мягким, чарующим звуком, попала к исполнителю, который в состоянии раскрыть весь ее потенциал.
Массимо Куарти — победитель международного конкурса имени Никколо Паганини. Он выступал со многими оркестрами Европы. Записи известнейших произведений Паганини (шести концертов, 24-х каприссов) в интерпретации Куарти считаются эталонными. Прозвучал Концерт N1 для скрипки с оркестром, а на бис — вариации «Пальпити» и один из каприссов для скрипки соло. Можно сказать, что со времен выступлений Давида Ойстраха Киев не слышал таких виртуозов, как Массимо Куарти. Его игре присущи блеск и элегантность. Чего стоят его стремительные пассажи с двойными нотами, прозрачные флежолеты. Но, главное, он из тех музыкантов, которые, сыграв первую ноту, уже видят последнюю. То есть его ощущение формы — безупречное.
— Синьор Куарти, вам рукоплескала публика в разных странах мира. Какие у вас впечатления об украинских оркестрантах?
— Я был растроган, когда узнал, что буду играть в Национальной опере Украины, ведь концертмейстером этого оркестра долгое время был один из моих педагогов Абрам Штерн — известный в Киеве музыкант. Перед тем, как он переехал в США, Штерн некоторое время жил в Италии. Там в 1989 году я брал у него уроки... Долгие годы произведения Никколо Паганини было принято исполнять не совсем по-итальянски. Специфика этой музыки в том, что Паганини писал для скрипки так, как итальянские оперные композиторы писали для голоса. Что касается оркестра Национальной оперы, я почувствовал, что украинские музыканты нечасто играют симфоническую музыку. Но не смотря на это, оркестранты чувствовали итальянскую напевность музыки, которую исполняли.
— Во время концерта вы сами пытались руководить музыкантами.
— Как правило, Первый концерт Паганини я играю без дирижера — сам концертирую не только как скрипач, но и как дирижер. Поэтому немного вмешивался в прерогативу Дядюры.
— За сколько репетиций подготовили программу?
— У нас была рабочая и генеральная репетиции. Тем не менее нам удалось сыграться достаточно хорошо с маэстро Дядюрой и с оркестром.
— Вы уже второй раз гастролируете в Украине. (Впервые маэстро выступал в филармонии в 2001 году в день смерти великого генуэзца Христофора Колумба). Была ли возможность пообщаться с украинской публикой?
— Я почувствовал, что украинцы — очень открытые и щедрые люди, тонко чувствующие музыку.
— Слышали ли вы игру Давида Ойстраха, предыдущего владельца вашей скрипки?
— Конечно, это было незабываемо! Ойстрах повлиял на несколько поколений музыкантов, которые шли вслед за ним, а на скрипачей — в особенности. Давид Ойстрах, как скрипач-виртуоз, был мастером. У него есть чему поучиться всем, кто профессионально занимается музыкой .