Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Один «День» в Черновцах

12 октября, 2006 - 19:08
ЧЕРНОВЕЦКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Как уже сообщалось, журналист газеты «День» побывал (в составе делегации ученых Отделения религиоведения Института философии НАНУ во главе с профессором Людмилой Филипенко) на религиеведческой конференции в Румынии. По дороге в Бухарест путешественники сделали однодневную остановку в Черновцах. Общаясь с профессурой Черновицкого университета, с представителями многочисленных конфессий и церквей этого многообразного города, мы встретили едва ли не более интересного и информативного, чем в Бухаресте. Особенно во время обсуждения проекта изменений к Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях», который толковала для присутствующих Людмила Филипенко — один из разработчиков этого документа. Надо отдать должное пани Людмиле — она достойно выдержала бурю возмущений отдельными положениями предложенного проекта со стороны руководителей различных церквей. (Об этом новом проекте действующего закона речь в нашей газете пойдет позже — когда он будет близким к завершению.)

РАЗГОВОР С РЕКТОРОМ

Как очень быстро выяснилось, жители Черновцов очень гордятся своим университетом — о чем не спросишь на улице у незнакомого человека, обязательно услышишь: «А университет вы уже видели?» И оказавшись в Черновцах, грех было не воспользоваться этим случаем хотя бы для короткого знакомства с Черновицким университетом им. Юрия Федьковича, а также с его ректором Степаном Мельничуком — доктором физико-математических наук, профессором, автором учебников физики для 7-8 классов средних школ (в сотрудничестве с Пшеничко Паулем). Как нам рассказали, Степан Мельничук пользуется уважением у студентов и имеет репутацию демократа.

В далеком 1823 году галицкий губернатор подал австрийской власти петицию буковинских жителей о необходимости учреждения в Черновцах теологической семинарии. Но только через сорок лет начались подготовительные работы к открытию богословского факультета, в частности, к разработке проекта устава факультета. За основу проекта был взят устав богословских факультетов в Зальцбурге, Российской духовной академии и др. С самого начала предусматривалось открыть, среди прочих дисциплин, также кафедру русинского языка и литературы. Но только в 1875 году (через пятьдесят лет после петиции буковинцев), указом «императора и короля Австро-Венгрии» Франца Иосифа I (он называл себя «последним европейским монархом Европы») был основан Черновицкий университет (который получил имя императора-просветителя) и состоялось его торжественное открытие. В состав нового университета вошел греко-православный факультет — единственный такой факультет в Австрийской империи. Первым ректором университета стал доктор Константин Томащук, известный ученый и общественный деятель, депутат края, доктор, почетный член Франкфуртского университета. На открытии университета присутствовали гости из самых известных университетов Европы, а также министр культуры и образования Австро-Венгрии; тогда впервые прозвучал университетский гимн. А еще до того Буковинский сейм принял решение передать новооснованному учебному заведению краевую библиотеку.

Короткий разговор с ректором был посвящен не только истории — сегодня господин Мельничук полностью поглощен очень сложным и важным делом, а именно — проблемами перекрытия знаменитой черепичной крыши университета. Что связано с немалыми средствами, с выбором действительно квалифицированных исполнителей и вообще — с большим риском. «Но что делать, — говорит господин ректор, — мы обязаны передать Университет потомкам в лучшем и аутентичном состоянии. Должны учитывать также то, что первая черепичная кровля здания университета добросовестно прослужила более 100 лет, тогда как вторая — советская (положенная в 1975 году) черепица начала трескаться, сыпаться и пропускать воду уже через 20 лет. Именно из-за этого было принято решение закупить черепицу в Австрии. И более того — у той самой фирмы, точно такого размера и рисунка, как и черепица, которая покрывала когда-то здание Университета. Фирма Tondach (около австрийского города Грац) с готовностью приняла наш заказ и уже над ним работает. Большое значение имеет специальная (согласно современной логистики) упаковка и транспортировка отдельных плит, что упростит процесс покрытия крыши черепицей точно по старому рисунку. Степан Мельничук говорит, что «даже страх берет — такие сложные узоры, а стандартная плита черепицы весит 200 кг!». Класть черепицу будет «Укрреставрация». Ректор сообщил, что сегодня идет подготовка документов, необходимых для включения исторического здания университета (архитектор — чех Иосиф Главка) в список памятников ЮНЕСКО.

Рассказал ректор также о некоторых своих предшественниках, в частности о ректоре и почетном профессоре Черновицкого университета Стефане Костишине (80-е годы ХХ в.). Он известен, в частности, тем, что с самого начала своего ректорства, еще во времена советской власти, сумел обеспечить в университете преподавание и администрирование исключительно на украинском языке.

УНИВЕРСИТЕТ — ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Значительная часть нашего времени была отведена философско-теологическому факультету Черновицкого университета, деканом которого является доктор исторических наук, профессор Василий Балух. Особо подчеркнем, что это первый теологический факультет в государственных вузах Украины. Господин Балух любезно согласился рассказать читателям газеты «День» об особенностях и проблемах преподавания теологии в государственном светском украинском вузе (напомним, что в переводе слово «теология» — это «наука о Боге»). Основан Философско-теологический факультет (ФТФ) в 1993 году. Хотя вместо «основан» было бы правильнее употребить слово «возрожден» — в этом университете философия и теология преподавались с самого его основания в 1885 году, т.е. еще во времена Австро-Венгерской империи. Но даже после того, как Украина стала независимым государством, власть еще долго (до 1993 года) сомневалась и колебалась в отношении возрождения ФТФ. Немало стараний приложил здесь первый Черновицко-Буковинский митрополит Даниил Ковальчук.

Протоиерей Николай Щербань — кандидат богословских наук, заведующий богословским отделением ФТФ — коротко остановился на проблеме кадров, собственно проблеме «не тех кадров», т.е. недостаточно квалифицированных. Сегодня, по его мнению, это одна из наиболее острых проблем. Тем более что ФТФ ставит перед преподавателями весьма строгие условия: «Наши преподаватели — говорит отец Николай — должны, как правило, иметь две научные степени, т.е. светское и духовное высшее образование, а также собственные научные разработки». Николай Щербань рассказал еще о том, что факультет постоянно проводит Дни религиозной свободы с совместной молитвой, в которой принимают участие различные церкви и конфессии (кроме УПЦ Московского патриархата). А что касается органов светской власти, то, вообще, чиновники очень редко обращаются к богословскому факультету за консультациями — их не интересуют мнения специалистов. И это несмотря на то, что хотя Черновицкая область — самая маленькая в Украине, здесь существуют 23 конфессии и религии (даже ислам) и 1000 религиозных организаций. Споров и вражды много, но до сих пор все конфликты ограничиваются словесными перепалками.

Декан ФТФ профессор Балух рассказывает: «Сначала было очень трудно — не было ни программ, ни учебников, ни преподавателей. Сегодня же почти все наши преподаватели — кандидаты богословских наук, которые защищались в Киевской духовной академии (Киевский патриархат). Сформированы учебные программы, планы обучения, укомплектован соответствующий преподавательский штат. Наши студенты учатся в университете 6 лет: за 4 года получают степень бакалавра, а потом идет двухлетняя специализация и в сумме они получают диплом не только богослова, но и религиеведа. Именно в этом году у нас произошло примечательное событие — первый выпуск богословов-бакалавров.

Остается, однако, много нерешенных проблем. Вот, например, — для научной работы, для защиты диссертаций необходимы издания, научные сборники, поездки на научные конференции и прочее. Все это нашим молодым ученым до сих пор недоступно; и хотя мы выпускаем научный вестник «Філософія», этого мало. Еще одна из наиболее сложных в плане решения проблем — лицензирование и аккредитация богословских наук Министерством образования, иными словами — занесение богословия в перечень основных учебных предметов (так же как, скажем, историю или физику). Это до сегодняшнего дня остается очень сложным делом».

— Кто учится у вас на ФТФ?

— Подавляющее большинство — это светские молодые люди. Где-то одна треть — студенты, которые уже имеют сан священника. Наш диплом дает им право не только получить приход, но также возможность преподавать в средних школах, духовных семинариях и в училищах. Выпускники ФТФ занимают должности благочинных, управляющих делами при метрополиях и епархиальных управлениях, становятся насельниками монастырей. Например, в Манявском ските. Лучшие выпускники остаются при университете и работают преподавателями на наших факультетах. Девушек, желающих изучать богословие, до сих пор не было, а вот иностранцы со следующего года у нас будут, главным образом украинцы из Румынии, которые желают учиться на Богословском отделении Черновицкого университета. Вернувшись домой, они станут законными претендентами на приходы украинских православных в Румынии.

— Каким образом отбираете желающих стать вашими студентами?

— Главным документом для вступления на ФТФ является рекомендация церковной общины и священника, в которую входил тот или иной абитуриент. Поступает к нам, главным образом, верующая молодежь УПЦ Киевского патриархата. Но бывают студенты из других церквей — мы принимаем всех православных (независимо от юрисдикции), а также греко-католиков. На заочном отделении повышают свое образование некоторые епископы; здесь учатся также представители различных конфессий — православные, адвентисты, баптисты. Все сидят, так сказать, за одной партой — изучают основы религиеведения. Без этого сегодня сложно жить.

— Как господин профессор относится к введению в светских школах курса христианской этики?

— Всем нам нужно помнить, что Украина — поликонфессиональная страна, что особенно касается востока и юга Украины. В Крыму, например, большое татарское (мусульманское) сообщество, с которым нужно считаться. В общем, это не такое простое дело — разработать стратегию формирования целесообразной и общеприемлемой программы и методики так называемой христианской этики. Уверен также, что ученики общеобразовательных школ должны получить знания по всем религиям, которые существуют в Украине.

Уверен, что наши выпускники, которые получат дипломы религиеведов (это светская специальность), смогут донести до сознания детей такие понятия, как веротерпимость, толерантность. Ведь в университетских программах они изучают все мировые религии, все течения христианства, ислама и восточных религий, а также новейшие религии. К тому же — философию и психологию религии. Ведь толерантность может основываться только на фундаментальных научных знаниях.

Мы должны также просвещать наших студентов в отношении такой сложной системы, как церковь —государство. В соответствующих курсах речь идет, в частности, о полезном для блага государства прагматизме в церковных делах, который обязана демонстрировать правящая элита. Хорошим примером здесь может быть император Константин Великий (IV в.). Историкам хорошо известно, что христианство он не принимал до своего последнего часа; более того — почитал древние римские языческие символы. Но этот «язычник» на троне очень хорошо понимал, что отказ от христианства приведет государство к распаду. И действовал соответственно.

В общем, я рекомендовал бы для школ не христианскую этику, а религиозную этику. Этот предмет должен изучаться от первых до выпускных классов, т.е. стать сквозным воспитательным процессом. И именно для такого обучения мы должны готовить специалистов — преподавателей-религиеведов. Между тем, сегодня все предметы, связанные с религией, чаще всего преподают историки, физики — все, кто угодно. — Что думает декан ФТФ о перспективе образования в Украине Единой поместной церкви?

— По моему мнению, прогнозы на ближайшее время не очень оптимистичны. Этому есть много причин. Начнем с того, что сегодня относительно этой трудной и важной проблемы среди государственных мужей отсутствует единая точка зрения. Может, еще более важным является отсутствие общеприемлемой кандидатуры правящего архиерея, который мог бы объединить все ветви православия Украины. Молчит в отношении этой кандидатуры также Вселенский патриарх Варфоломей. Утешиться можно только одним — если присмотреться к урокам истории, то становится очевидным, что ни одна православная церковь не становилась независимой (автокефальной) легко и немедленно. Это сложный, больной и не однодневный процесс. Почитайте хотя бы церковную историю Московской православной церкви.

— Обеспечен ли ваш факультет необходимой литературой, пособиями?

— На факультете есть собственная библиотека, сегодня там более 3 тысяч специальных книг. Комплектуется она на средства университета, Киевской духовной академии и на пожертвования преподавателей факультета, спонсоров и через обмен с другими вузами. Денежные и книжные вклады делают христиане других конфессий, чаще всего — протестанты. Всех искренне благодарим. Без этой библиотеки не смогли бы нормально организовать учебный процесс. (В библиотеке ФТФ есть много действительно ценных и интересных книг. Но меня поразила одна подробность: там есть также полное собрание классиков марксизма — на полках стоят произведения Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Может так и должно быть? — К.Г. )

— Какие языки изучают студенты философско-теологического факультета?

— Несколько — украинский, современный и древний греческий, древнееврейский, старославянский и латинский. Ведь у нас высшее учебное заведение, а языки особенно понадобятся тем нашим выпускникам, которые планируют заниматься научными исследованиями.

— Пишут ли монографии, пособия преподаватели факультета?

— Безусловно. За последние годы вышли, в частности, такие фундаментальные книги, как «Історія стародавньої Греції (Балух и Макар), «Історія стародавнього Риму (Балух и Коцур), «Візантиністка» (Балух) и др.

Если вечером, перед закатом солнца зайти в по-осеннему пустой университетский сад, заложенный еще в позапрошлом веке по моде того капризного времени, и внимательно прислушаться к тихому, но такому разнообразному шелесту деревьев, то можно разобрать отрывки латинских слов, грустный плач молитвы или легкий отзвук молодого, давно затихшего смеха. А если повезет и ты успеешь быстро глянуть через плечо позади себя, то между толстыми стволами, в последних горизонтальных лучах солнца, увидишь стройные бледнолицые фигуры в незнакомых одеждах с широкими рукавами.

Клара ГУДЗИК, «День». Фото предоставлено автором, Черновцы — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ