Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Родина

6 октября, 2006 - 19:15

К высокой днепровской круче причалила лодка. С нее сошел на берег апостол Андрей Первозванный. И тут ему открылось видение, что на этой земле вырастет великий град со многими храмами и снизойдет на нее благодать Божья. В знак благоволения к этой земле над Днепром он поставил деревянный крест.

Через несколько веков здесь зародился Киев. Из Киева на Русь впоследствии распространилось христианство. Но стала ли наша земля в представлении народа такой, как видел ее апостол Андрей? Тем более, что жизнь государства связана с любовью народа к земле, на которой он живет.

Парадоксальна политическая ситуация в Украине. Ни для кого не секрет, что Регионы — партия самых богатых предпринимателей Украины. А предприниматели, по Марксу, ради сверхприбылей пойдут на любые преступления. Однако именно с ними левые создают коалицию, объясняя, что делают это на благо трудящихся. Когда-то ради трудящихся был осуществлен октябрьский переворот, почти полностью уничтожено крестьянство и интеллигенция — в результате коллективизации, голодоморов, репрессий. Это известно всем. Неизвестно только, почему украинцы позволяют так издеваться над собой. Мы что, трусы? Нет. Дураки? Тоже нет. Разъединенные? Да. Хоть имеем свой язык, свою национальную культуру, свою постоянную территорию проживания, которую называем Украиной и считаем ее своей Родиной. Но имеем ли мы Родину?

Спросите у себя, у своих знакомых, что такое Украина, нация, Родина? Эти слова часто повторяются, но не объясняются. Во время выборов в Верховную Раду читал агитку украинских националистов. Там было объяснение понятия нации, ограниченное языком, культурой, менталитетом. Но разве народы Канады, США — не отдельные нации? Ведь по языковому признаку янки должны принадлежать к англичанам, а в Канаде вообще проживают как будто две нации — французская и английская. Это, конечно, не так. Кроме языка и менталитета существуют другие критерии объединения нации, в частности, политический, религиозный, идейный. Советский Союз был политически- идеологическим государством, где государственные структуры держались на идейной почве коммунистической идеологии. Отказ Брежнева и его политбюро от развития коммунизма разрушил духовный фундамент государства, и это стало главной причиной его распада. В современном мире не существует чисто политической, идейной или религиозной страны. В стабильных демократических странах эти факторы присутствуют одновременно и в большей или меньшей степени дополняют друг друга, создавая идейный костяк государства. Но основа этого каркаса, его хребет — это патриотизм, всенародная любовь к своей земле. Земли с четко определенными границами, единой однозначно сформулированной, историей, единым форумом национальных героев. Эти вместе взятые факторы и создают в сознании населения единый образ Родины. Но такой образ еще не превращает общество в нацию, а только обусловливает ее появление. Для того, чтобы утвердиться в общественном сознании, образ Родины должен быть прекрасным и привлекательным с самого детства — с того времени, когда формируется мировоззрение молодого гражданина. Только в таком обществе возможно настоящее духовное единство, создающее то своеобразное биополе, которое обеспечивает внедрение передовых идей во все сферы общественной деятельности.

Образ Родины становится прекрасным благодаря национальной культуре. Только народ, в течение многих поколений живущий на своей земле, являющийся свидетелем чуда Божьего вдохновения, отображенного в красоте родной природы, сможет накопить достаточное наследие талантливых произведений, способных воспитать у молодежи всеохватывающую любовь к Родине, не ограниченную родным селом или городом. Разве, например, многие из нас не полюбили Днепр еще до того, как впервые его увидели? Полюбили по сказкам, книгам, песням, живописи.

Скажем, языковой вопрос в США, Канаде не так важен. Ведь образы этих стран вошли в национальные культуры их народов на тех языках, на которых разговаривали их предки, когда заселяли эти земли. Поучительный пример — языковая политика Израиля. Там государственным языком стал не современный идиш, созданный в Европе, а древний иврит, который сохранил первозданную красоту Палестины.

Однако и национальной культуры не достаточно для формирования полноценной нации. Образ Родины должен вобрать в себя морально-этические и духовные черты народа. Классический образ Родины описан в Библии. Когда Моисей выводил свой народ из Египта, он описал им прадедовскую землю в чарующих красках — как землю, источающую молоко и мед. Похоже описывалась и Украина в XVI—XVII веках как земля сказочно богатая и плодородная. Но в отличие от Палестины — земли Божьего обета, Украина не получила духовного статуса, не стала для народа священной землей. По Библии зарождение нации идет в определенной последовательности. Освобождение народа происходит благодаря утверждению в обществе образа Родины как священной земли. А упорядочивание общественных взаимоотношений — благодаря созданию единой системы моральных ценностей, по Библии, Божьих заповедей. Тогда каждый представитель народа почувствует ответственность за родную землю и за справедливый строй на этой земле, воспитает в себе чувство гражданского долга. А морально-этические нормы обретут первостепенное значение.

Для большинства граждан Украина еще не стала священной. Отсюда раздоры в обществе, беспомощность в создании качественной общественной иерархии, отклонение от моральных норм. Это недоработка не только нашей национальной элиты, но и следствие пассивности духовных проповедников в деле гражданского воспитания. Большинство из них, проповедуя слово Божье, даже сейчас не объясняют прихожанам ценности Родины как величайшего сокровища, Богом дарованного когда-либо народам. Существует только старая легенда, отголосок древнего религиозного культа, по которой наш предок получил часть рая. Поэтому и древнее название нашей земли — Вкраина, земля, относящаяся «к краю» и была «вкраена». Ведь в нашем языке одно слово «край» имеет два значения — земли и внешней части глагола «вкраяти» — урезать, выделить. Важно даже не то, что наши предки ассоциировали образ Бога с Солнцем. Важно то, что название Родины как высочайшего Божьего дара возродилось в среде нашего народа. Это нужно ценить.

Патриотизму нельзя научить, тем более нельзя спустить его директивой сверху. Патриотизм можно только воспитать национальной культурой. Русской — русский, украинской — украинский. Конечно, в русской культуре иногда упоминается Украина. Но там она описывается как экзотическая провинция, не более. Сегодня только украинская национальная культура при детальном изучении способна зародить в душах зерна украинского патриотизма. А без знания украинского языка это невозможно. Поэтому тем гражданам Украины, которые завоевывают себе право не знать украинский язык, нужно спросить у себя, достаточно ли они любят Украину, чтобы считать ее Родиной?

Алексей КУЗЬМУК, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ