Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Семь лет спустя

Алексей Герман наконец снял новую картину
3 октября, 2006 - 18:52
АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН НА СЪЕМКАХ

Когда известного режиссера спрашивают, почему он не снимает кино про наше время, режиссер отвечает, что современная картина у него все же есть. Та, что сейчас в работе, — «Трудно быть богом» (рабочее название ленты «Что сказал табачник»). События в ней хоть и разворачиваются на другой планете, но проблемы до боли узнаваемы: убивать — не убивать, карать — не карать. Съемки, наконец, закончены. Сколько времени уйдет на монтаж и озвучивание? И когда зритель увидит долгожданное кино? Об этом кинорежиссер Алексей Герман, одновременно с окончанием съемок отметивший свое 68-летие, рассказал в интервью izvestia.ru.

— Алексей Юрьевич, почему так долго снимаете свои фильмы?

— Знаете, меня можно сколько угодно упрекать, что я долго снимаю. Но, во-первых, не я один. А кроме того — жизнь своими щелчками отучила меня торопиться. Я снял «Проверку на дорогах», сдал ее к двенадцати часам назначенного числа, и она на 15 лет улетела в небытие. И другие картины тоже сдавал к назначенному сроку — час в час. Но «Мой друг Иван Лапшин» пролежал на полке четыре с половиной года, а «Двадцать дней без войны» — полтора.

— Помимо Ярмольника в главной роли, кто из актеров играет в вашей картине?

— У нас работали артисты, которые раньше в кино не снимались. Я выбирал по этому принципу. У меня была настольная книга типажей — Босх. Люди на планете, где действует главный герой, представляют собой все-таки иную разновидность. Хорошие они или плохие, но это портреты оттуда, из Босха, где характеры сконцентрированы и сжаты. Они не из Рокотова.

В конце съемок у меня было отчаянное положение, когда заболел «неартист», взятый на маленькую роль. Нашли замену — очень хорошего актера Сашу Баширова. Но так и не решились. Потому что он уже очень известен. Толчок узнавания разрушил бы всю иллюзию.

— Сценарий «Трудно быть богом» написан по повести братьев Стругацких. Что в картине останется от повести?

— Многое. Но переносить повесть на экран? Зачем? Читайте повесть! Она написана шестидесятниками для шестидесятников. Ну, например. На Земле все чудно, и известно — куда герой, пусть долго и мучительно, поворачивает. А сегодня мы понимаем, что и Земля, и человечество не знает, куда поворачивать. Вот с учетом этого мы со Светланой (Светлана Кармалита — жена Германа, киносценарист) и писали сценарий. В повести действует черный орден, и нам это было интересно потому, что такой черный орден всегда может появиться и захлестнуть любую страну, любой континент нашей планеты.

Мы даже не хотим, чтобы кино называлось «Трудно быть богом». Название прекрасное, но уж очень расшифровывает весь смысл. Пока у нас рабочее название — «Что сказал табачник».

СТРЕССЫ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ

— За время съемок вас семь раз увозили в больницу с сердечным приступом. Как ваше здоровье сейчас?

— Закончились съемки — и как-то сразу все прошло. Я, действительно, здорово плохо себя чувствовал — из-за стрессов. К 70-ти снимать большие картины трудно. Чего только у нас не приключалось? На съемках в Чехии огромная лошадь заснула, а спросонья испугалась и начала все крушить. Мы только увидели, как она (около тонны живого веса) топчет чешского каскадера, который был к ней приставлен... В кинематографе скопилось достаточно плутов, и на самом деле это был не каскадер, а ветеринар. Но поскольку каскадер получает больше, вот этот жулик и предъявил нам какую-то «липу». Так вот, лошадь так по нему плясала, что минимум перелом позвоночника был ему обеспечен. Все в ужасе, я в отчаянии. Приехала «скорая», увезла бедолагу, а потом врачи нам позвонили: «У вас душ есть? Помойте его, и пусть работает». Оказалось, на чехе — ни одной царапины. А лошадь так бешено плясала оттого, что в той узости, где она оказалась рядом с упавшим в обморок ветеринаром, выбирала место для копыт, стараясь не наступить на человека. И не наступила, не ткнула, не толкнула!

— Ваша картина «Хрусталев, машину!» была гостем в Каннах. Может, и «Трудно быть богом» уже пригласили на какие-то международные фестивали?

— Задолго до готовности? Так не бывает. Не убежден, что ее и пригласят. Но я знаю, что мои товарищи — те, с кем советуешься: Петер Вайль, Юрий Норштейн — посмотрели отснятый материал, и он им понравился. Теперь мне надо все плохое выбросить, хорошее оставить и собрать картину нестыдную.

ЧЕРНО-БЕЛОЕ КИНО

— Сколько времени займет монтаж?

— Года полтора, если не заболею и не умру. Фильм получился трудным для сложения. Потому что мы начали съемки в одном состоянии страны, а закончили — в другом. Мы ждали угроз отсюда, а они пришли оттуда. Колоссальные перемены и вокруг нас, и в нас самих. И наш герой — Румата, ученый, просмотрел то, что унылая серая масса превратилась в грозную черную орду, заставившую его взяться за меч и убивать, убивать. Мы ведь не приключенческий боевик снимали. Нам хотелось, чтоб после этой картины людям запали в душу какие-то мысли. Чтоб они чего-то не захотели, с чем-то не согласились. Я хочу, чтоб картину посмотрела российская аудитория. Хотя боюсь, что мой зритель сильно подразъехался, если считать, что за последние 15 лет из страны уехало пять миллионов человек.

— В какой формат уложится готовый материал — одна серия, две?

— Заказ от продюсеров: двухсерийный фильм. А он может быть маленьким и большим. Две серии — это и четыре тысячи, и шесть тысяч метров пленки. Монтаж самое страшное. В нем можно погубить всю картину, весь замысел...

— А разве у вас такое раньше бывало?

— Никогда. Все мои картины известны, в них не погублено ничего. Мой любимый Ролан Быков высоко ценил свою роль в «Проверке на дорогах» и говорил: «Ты так хорошо меня снял, потому что до тебя я всегда играл начерно, а ты заставил меня сыграть набело».

— Фильм тоже будет черно-белой картиной. Вы никогда не хотели снять цветное кино?

— Когда-то американцы приглашали меня сделать фильм про ленинградскую блокаду, но мы не сошлись на одном пункте: они хотели цветное кино, а я не представляю себе блокаду, где люди с розовыми лицами.

Знаете, когда-то было немое кино, в котором великий Чарли Чаплин потрясал мир. И только оно стало приближаться к настоящему искусству, как появилось звуковое кино и отбросило немое кино практически в могилу. То же самое с черно-белым звуковым кино.

Вождям всегда нравилось, чтоб «покрасивши», и вот появился этот «ландрин», цветное кино. Если не ошибаюсь, первые цветные съемки — съемки Гитлера. От черно-белого кино, которое само по себе очень интересно и заставляет человека додумывать цвет и не только цвет, отказались. Бросили на полпути, не добившись от него еще многого. Не случайно,что сейчас крупные режиссеры к нему возвращаются...

***

КТО СНИМАЛ ФИЛЬМЫ ДОЛГО?

Восемь лет . Работа над фильмом Алексея Германа «Хрусталев, машину!» продолжалась с 1990 по 1998 год.

Семь лет . Съемки «Войны и мира» Сергея Бондарчука начались в 1961 году, а последняя часть картина была завершена в 1968 году.

Пять лет . Из-за финансовых проблем работа над прославившей Дэвида Линча картиной «Голова-ластик» длилась с 1971 по 1976 год.

Четыре года . Первую часть «Звездных войн» Джордж Лукас начал снимать в 1973 году, а закончил в 1977-м.

Три года . Стэнли Кубрик создавал «Космическую Одиссею-2001» с 1965 по 1968 год.

Три года . Вонг Кар-Вай приступил к съемкам мелодрамы «2046» в 2001 году, а завершил картину в 2004-м.

Три года . Съемки «Властелина колец: Братство кольца» проходили с 1998 по 2001 год.

СПРАВКА «Дня»

Алексей Юрьевич Герман родился в Ленинграде. Отец — известный писатель Юрий Герман, мама — врач. С 1964 года работает кинорежиссером на «Ленфильме». В 1970 году снял фильм «Проверка на дорогах», который признан идеологически вредным и запрещен для показа. В 1977 году выпустил «Двадцать дней без войны», картина тоже отправлена «на полку».1984 год стал переломным — «антисоветчика» Германа разрешают. В прокат выходят «Мой друг Иван Лапшин» (Госпремия РСФСР), «Проверка на дорогах» (Госпремия СССР). В 1991 году Герман выпустил «Хрусталев, машину!» Эту картину один из авторитетнейших европейских журналов включает в список 50 лучших картин за 50 лет существования кино.

Сейчас Алексей Герман руководит Киностудией первого и экспериментального фильма. В браке с киносценаристкой Светланой Кармалитой уже 38 лет. Сын Алексей Герман-младший — кинорежиссер, автор двух кинокартин, получивших признание на международных кинофестивалях.

Марина ПАНОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ