Поклонников Русской драмы ждет много интересного и нового. Так, 17 сентября уже открылась «Новая сцена» спектаклем, который пополнил достаточно длинный киевский список постановок знаменитой пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта». Теперь уже считанные столичные театры не имеют в своем репертуаре этой пьесы. Настоящий хлеб для театроведов — проводить сравнительный анализ сотворенного. В спектакле Театра им. Леси Украинки есть своя уникальность. Это совместный украинско-немецкий театральный проект при участии Отделения драматургии Баварской театральной академии им. Августа Эвердинга (Мюнхен) и Театра им. Леси Украинки. Постановочная группа тоже интернациональная. Идея проекта и реализация — Алла Рыбикова (Германия—Украина), режиссура, сценография, звук — Катрин Кацубко (Германия), художник по костюмам — Елена Дробная (Украина), ассистент режиссера — Антье Отто (Германия), свет — Бернд Пуркрабек (Германия). Интернациональный, естественно, и актерский состав. Так, представителей враждующих семейных кланов Монтекки и Капулетти будут играть актеры разных национальностей, разных менталитетов, темпераментов, наконец, разных театральных школ. Кроме киевлян, спектакль предстоит увидеть и немецким зрителям.
Вместе с этой жемчужиной мировой драматургии коллектив театра планирует много новых спектаклей. О том, что ждет зрителей в этом сезоне, рассказал «Дню» руководитель литературно-драматургической части Русской драмы, Борис Курицын:
— Все наши будущие спектакли «заквашивались» в предыдущем сезоне. Былo начатo несколько крупных проектов: по количеству участников, по серьезности драматургического материала, по тем возможностям, которые они открывают для нашей труппы. Немецко-украинский проект «Ромео и Джульетта» — реализация поисков нашим театром новых форм, новых отношений, драматургических и режиссерских концепций. Очень серьезный и важный проект для театра — М. Булгаков, «Дон Кихот» — был начат в прошлом сезоне Михаилом Резниковичем и Давидом Боровским, которые вместе придумали оригинальную сценическую концепцию. Она несколько неожиданна. Есть булгаковеды, которые считают, что в этой пьесе Михаилом Афанасьевичем был заложен некий код. Авторы нашего спектакля пошли в этом смысле от Булгакова к Сервантесу, дав спектаклю название «Дон Кихот. 1938 год» (это год написания инсценировки). Соответственно туда привнесены мотивы, связанные не только с фигурами Дон Кихота и Санчо Панса, а и с Сервантесом, и с Булгаковым потому, что без личности автора осознать эту драматургию, ее глубину просто невозможно.
— Каким образом осуществляется такой масштабный проект?
— Он был предложен театру правительством Испании, его представители обосновали свой выбор тем, что не видят в Украине другого театра, который бы смог осуществить такой проект. Это была полностью инициатива испанской стороны. В прошлом году отмечалось 400-летие со дня выхода романа Сервантеса «Дон Кихот». Написанный как пародия на тогдашние рыцарские романы, со временем «Дон Кихот» из сатирического превратился в лирический, предельно человечный. И вот эту суть с точки зрения Булгакова решили выявить в своем спектакле Резникович и Боровский.
Образ Дон Кихота совмещен с образом Автора, его будет играть Юрий Гребельник и Александр Гетманский. В роли Санчо Панса — Давид Бабаев и Виктор Алдошин. В остальных ролях — Нина Нижерадзе, Виктор Сарайкин, Александр Бондаренко, Надежда Батурина и другие актеры. Дульсинею будет играть молодая актриса Елена Червоненко. Премьера спектакля планируется на 28 октября. К сожалению, этот спектакль, еще не увидев свет рампы, стал знаковым, обретя некую трагическую окраску, так как незадолго до финала работы над ним, ушел из жизни Давид Боровский. Таким образом, этот большой художник как бы «закольцевал» свою жизнь, он начинал в этом Театре и последний свой спектакль он тоже сделал здесь...
— Название спектакля принадлежит его авторам?
— Да. Это время написания Булгаковым этой инсценировки. Но, как мы знаем, эти годы — трагичнейшая общественная ситуация в нашей стране. И в это время Булгаков пишет такую светлую, лиричную, трогательную и, как позже выяснилось, достаточно трагичную пьесу. Можно говорить, что Дон Кихот это и есть сам Булгаков, который борется не с ветряными мельницами, а и с тем безумием эпохи, которое он реально ощутил на себе. В связи с этим спектаклем мне хочется сказать о работе художника по костюмам Елены Дробной, задействованной в спектакле «Ромео и Джульетта». Это перспективный, интересный художник, и мы надеемся на дальнейшее творческое сотрудничество.
— Какие еще спектакли появятся на вашей афише?
— В прошлом сезоне началась работа над спектаклем «Іду за край...». Актер театра Роман Семисал обратился к художественному руководителю с творческим предложением. Над спектаклем о жизни и судьбе Васыля Стуса работали режиссер Ольга Гаврилюк, Семисал и Роман Трифонов. Спектакль, премьера которого состоится 1 октября, будет на двух языках — русском и украинском. В спектакле, основанном на документах, нет ни одного придуманного слова. И, возможно, некоторые вещи прозвучат для ныне функционирующих современников Стуса даже резко, но единственно конструктивный путь для создания реалистичности происходящего — это правдивое изображение событий. В спектакле есть нерв актерский, есть трагедия человека, присутствует извечный конфликт: художник и власть; и все это, нам кажется, достаточно ярко будет выявлено в этом спектакле. Еще одна новая работа, которая, правда, имеет давние корни в нашем театре — «Как важно быть серьезным» О. Уайльда. Театралы помнят спектакль 30-летней давности, который был своеобразным «шлягером» в течение многих лет, и который в то время побил рекорды популярности среди зрителей. Мы частично решили возвратиться к тому спектаклю: восстановить декорации и костюмы, ну а актерский, постановочный состав, конечно, совсем другой. Режиссер спектакля Ирина Барковская.
После Нового года готовится к запуску постановки спектакля «Доходное место» по Островскому, есть договоренность с режиссером Аркадием Кацом. Эта пьеса, на наш взгляд, сегодня необычайно актуальна параллелями происходящего в то время с нынешним моментом, и мы надеемся, что она найдет живой отклик у зрителей. И еще одно классическое название — «Сирано де Бержерак» Ростана, работать над которым будет санкт-петербургский режиссер Игорь Селин, известный нашим зрителям по спектаклю «Маскарад». Кроме генерального направления на большой сцене не прекратятся поиски и в камерных жанрах, будут задействованы все сцены театра.
— Как планируете отметить свои юбилейные даты?
— 1 сентября исполнилось 115 лет со дня основания русского стационарного театра в Киеве — театра «Соловцовъ» и хотя восьмидесятым был прошлый сезон, но мы отпразднуем 80-летие театра в этом году... (Прошлый сезон лесиковцам пришлось пережить немало трудных месяцев, связанных с конфликтом с Министерством культуры и туризма, когда вместо выпуска спектаклей коллективу театра проходилось выступать на пресс-конференциях и в судебных залах, а поэтому не до юбилеев было. — А.П. ). В начале декабря состоится празднование этих памятных дат юбилейным творческим вечером. Мы хотим сделать такое театральное обозрение, которое было бы и немножко грустным, и немного веселым, и смешным, и лиричным. Оно представит зрителю прошлое, настоящее и будущее Театра им.Леси Украинки.