Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Брюс ДЖЕКСОН: Ничего нет страшного в прагматичном подходе к интеграции с европейскими институтами

18 сентября, 2006 - 20:38

Президент Проекта переходных демократий Брюс ДЖЕКСОН часто бывает в Украине. Складывается впечатление, что он вхож не только в американскую внешнеполитическую кухню, но и хорошо разбирается в украинской. Поэтому для читателей будет интересно услышать его оценку визита украинского премьер-министра в Брюссель, а также то, несет ли риски для нашей страны заявление Виктора Януковича об отсрочке перехода Украины к Плану действий относительно членства в НАТО. Американский аналитик также рассказывает о том, как официальный Вашингтон оценивает шаги нового украинского правительства и какие надежды возлагает на него.

— Как вы оцениваете визит украинского премьер-министра Виктора Януковича в Брюссель и его переговоры с руководством Североатлантического альянса?

— Очевидно, что премьер-министра Украины хорошо принимали в Брюсселе и его заявления были восприняты позитивно. Как поощрение новому правительству и возможность для украинского премьера развивать тесные отношения с ЕС и НАТО следует рассматривать сообщение посла США Уильяма Тейлора о том, что президент Джордж Буш снова рассматривает возможность визита в Киев, а также приглашение со стороны председателя Еврокомиссии Баррозо для украинского премьер-министра снова посетить Брюссель.

— А как же тогда следует рассматривать заявление Януковича о том, что Украина не готова к Плану действий относительно членства в НАТО?

— С точки зрения официального Вашингтона, заявление украинского премьер-министра о НАТО были почти совсем неправильно поняты масс-медиа. Ни Украина, ни союзники по НАТО не готовы на ноябрьском саммите Альянса принимать решение о ПДЧ или по другим вопросам, связанным с членством. Тот факт, что украинское правительство признает это и было готово продолжать строить более тесные отношения в рамках существующего диалога, было облегчением для многих послов НАТО. Некоторые послы прокомментировали, что замечания украинского премьер-министра во время закрытого заседания были правильными и встречены с пониманием. Премьер- министр сказал, что Украине нужно время, чтобы подготовиться для вступления в НАТО и ЕС и что необходимо приложить существенные усилия для того, чтобы общественность лучше была проинформирована о НАТО и экономических реформах. Он также процитировал соглашение с Президентом Ющенко, в котором говорится о том, что целью Украины является продолжение политики евроинтеграции и тесных отношений со всеми европейскими институциями. Это было именно то, что хотели услышать генеральный секретарь Схеффер и постоянные представители стран-членов НАТО в Брюсселе.

— Не означает ли отказ от ПДЧ не готовность украинского правительства выполнять необходимые реформы?

— Очевидно, как любое новое правительство, коалиционное правительство в Киеве должно показать, что оно готово осуществить реформы. Я соглашаюсь с министром обороны Анатолием Гриценко, который утверждает, что Украина отвечает сегодня требованиям, которые касаются оборонной реформы. Поэтому высокопоставленные чиновники в Вашингтоне и Брюсселе собираются увидеть, как украинское правительство реализует неотложные реформы в других областях. Я уже упоминал очень низкий уровень осведомленности общественности о НАТО и необходимости проведения просветительской работы. Однако премьер-министр подчеркнул, что приоритетом правительства будут реформы в области торговли и экономики. Сторонние наблюдатели будут следить за тем, как Украина двигается в ВТО и осуществляет реализацию антикоррупционных инициатив в рамках гранта «Вызов тысячелетия» (Millennium Challenge), предоставленным США, а также реформ в рамках Плана действий ЕС-Украина. Тут названы только некоторые области. После избрания на должность премьер- министра во время встречи с иностранными чиновниками и представителями неправительственных организаций Янукович показал ясно, что он знает о том, какое большое количество реформ необходимо осуществить и что он готов приступить к их реализации. (Президент Ющенко по тому же поводу сказал совершенно подобные вещи). В этом смысле, Европа и Запад серьезно воспринимают Универсал национального единства.

— Как Вашингтон (официально и неофициально) реагировал на заявления и поступки Януковича в Брюсселе?

— Пока слишком рано говорить о поступках. В первые недели деятельности любой администрации происходят ознакомительные встречи. Настоящая работа Украины и ЕС впереди. Со стороны Вашингтона не было официальной реакции на визит Януковича в Брюссель. Ее и не должно быть. Я не уверен, что наши друзья в Европе поймут Вашингтон, если тот поставит оценку встрече, организованной ЕС, на которой не присутствовали США. Неофициально, Вашингтон доволен тем, что Ющенко и Янукович вместе работают над острыми национальными проблемами, а также тем, что в парламенте имеется сильная оппозиция, которая будет добиваться того, что правительство и Президент будут выполнять свои обещания. Следует признать, что первые недели нового правительства превзошли все ожидания Вашингтона. Также правдой является то, что после прошлогоднего смятения эти ожидания были очень низкими. Я думаю, что в ближайшие месяцы мы увидим возобновление визитов высокопоставленных чиновников США с простым посланием. Если Украина хочет быть прагматичной в тесных отношениях со США, ЕС и международными институтами и рынками, США готовы помочь ей в этом.

— Не означает ли отсрочка перехода Украины к ПДЧ того, что членство Украины в НАТО будет похоронено навсегда?

— Совсем нет. Ничего нет страшного в прагматичном и методическом подходе к интеграции с европейскими институтами. Это всего лишь является решением страны и, учитывая слабость общественной поддержки и относительную нестабильность украинской политики, это может быть скорейшим путем для принятия в НАТО и Евросоюз. Польша достаточно неторопливо строила тесные отношения с НАТО. Румыния и государства на западе Балкан были более эмоциональными, что, по моему мнению, в Киеве сегодня называют романтическим подходом. Как вы помните, эти страны каждый год подавали заявки, и на протяжении многих лет были просто разочарованными. В конце концов, Румыния добилась успеха, а также успех придет и в страны на западе Балкан. Наиболее важными качествами успешной пронатовской кампании являются программа всесторонних реформ и всеобъемлющая общественная поддержка. С помощью двух этих компонентов Украина может попасть в НАТО, если она этого хочет.

— Какие риски может принести Украине отсрочка с переходом к ПДЧ?

— Не имеет значения, решит ли Украина и когда именно перейти к ПДЧ. Все, что Украина может хотеть сделать с НАТО в ПДЧ, можно сделать сегодня в рамках интенсифицированного диалога. ПДЧ представляет лишь возможность для стран-кандидатов совершенствовать некоторые оборонные реформы и другие области, которые представляют взаимный интерес. ПДЧ чем-то похож на репетиторскую программу в университете накануне выпускных экзаменов. К тому времени, когда Украина примет формальное решение перейти от тесных отношений к заявке на членство в НАТО, оборонная реформа в Украине может быть настолько продвинутой, что такая подготовительная программа ей будет не нужна. Что касается части вопроса о рисках, то риски для Украины сегодня те же самые, что были вчера и будут завтра. Эти риски включают пытающуюся выжить экономику, системную коррупцию, молодую и нестабильную политическую систему, политическую изоляцию, а также большое количество населения без надлежащих возможностей работать, торговать, путешествовать, учиться или просто процветать. Правительству потребуются годы, чтобы эти риски уменьшить или увеличить. Потребуются месяцы, чтобы мы узнали, способна ли новая коалиция взяться за эту работу.

— Учитывая первые визиты высокопоставленных представителей новой власти, можно ли сказать, что украинская внешняя политика стала более предсказуемой?

— Опять слишком рано об этом говорить. Ответ со стороны ЕС на украинские визиты в Москву, Сочи и Брюссель был хорошим. Я не думаю, что могу дать ответ на этот вопрос, пока те же украинские высокопоставленные чиновники не посетят Вашингтон. Учитывая то, что в США проходят промежуточные выборы, то, я надеюсь, что визиты высокого уровня состоятся в ноябре.

— Каких сигналов со стороны западных государств и США следует ожидать в Киеве? Или Запад потерял влияние на политическую ситуацию в Украине?

— Я думаю, было бы ошибкой считать, что внешняя политика США напоминает картину майского парада в Москве советской эры, которая скрывала в себе много спрятанных сигналов. Американская политика в отношении Украины очень простая — Украина является независимым государством, которое самостоятельно выбирает свой путь. Двери международных и европейских институтов должны быть открыты и приветствовать Украину. США рекомендуют интенсивную программу экономических и политических реформ и готовы помочь Украине преуспеть в их реализации. И это все. Я думаю, что такая политика применима к правительству Януковича так же, как она была применима к правительствам Тимошенко и Еханурова. Наконец, я думаю, что неправильно было бы интерпретировать политические события в Украине в тех категориях, что Запад на Украине теряет или приобретает влияние. Я думаю, что более точным было бы сказать, что Украина теряет или приобретает интерес к тому, что ЕС и Запад могут ей предложить. В ходе недавних выборов Украина не была заинтересована ни в чем другом, как во внутренней политической конкуренции. Теперь, когда в Украине имеется парламент и правительство, возвратился интерес к тому, что находится вне страны. Украина опять проявляет интерес к торговле, рынкам, визам, прямым иностранным инвестициям и сотрудничеству с европейскими институтами. Это очень правильно и открывает новые возможности для Украины.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ