Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бой с тенью

Президент внес на рассмотрение ВР пакет антикоррупционных законов
12 сентября, 2006 - 19:58

Факт существования коррупции в Украине без стеснения признают высшие должностные лица страны. К примеру, недавно генеральный прокурор Александр Медведько сказал буквально следующее: «Я не знаю такого органа, где нет коррупции. В органах прокуратуры, к сожалению, тоже есть коррупция». При этом генпрокурор заверил, что прокуратура не скрывает этих фактов и не пытается, таким образом, оберегать честь мундира». А не так давно, будучи министром юстиции, Сергей Головатый сказал, что взяточничество и коррупция — это неотъемлемые элементы украинской культуры. Примечательно, что представители властного олимпа, говоря о коррупции, довольно часто употребляют определения: неискоренимое явление, хроническая болезнь чиновников и населения и так далее. Однако на днях глава государства все же сделал первый шаг, призванный на законодательном уровне бороться с коррупцией во всех эшелонах власти. Утверждение антикоррупционных законов поднимет имидж страны, считает Виктор Ющенко. Борьба с коррупцией — это неравный поединок с тенью, считают в свою очередь эксперты.

С целью реализации стратегии антикоррупционной политики Президент Виктор Ющенко утвердил своим указом концепцию преодоления коррупции в Украине «На пути к добропорядочности» и внес на рассмотрение Верховной Рады Украины пакет проектов законов, направленных на выполнение Украиной международных обязательств в сфере противодействия коррупции.

В частности, глава государства внес в Верховную Раду законопроекты «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», «О ратификации Криминальной конвенции о борьбе с коррупцией» и «О ратификации Дополнительного протокола к Криминальной конвенции о борьбе с коррупцией». Ратификация настоящих документов, по мнению гаранта Конституции, будет способствовать утверждению позитивного имиджа Украины как государства, где создается благоприятный политический климат для широкомасштабного, взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, в том числе — и по вопросам противодействия коррупции и другими правонарушениями, непосредственно связанными с ней.

На реализацию отмеченных документов направлены внесенные Президентом проекты законов Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения». Они уточняют понятие коррупции, виды коррупционных деяний и других правонарушений, связанных с коррупцией, предусматривают положение относительно антикоррупционной экспертизы нормативно правовыхактов, участие общественности в предотвращении коррупции, устанавливают обязанность передачи имущества, принадлежащего лицам, которые занимают политические должности, и членам их семей, в управление. Проектами также установлено запрещение получения лицами, уполномоченными на выполнение функций государства, подарков. Кроме того, предусматривается обязанность декларирования доходов и расходов должностных лиц.

Проектом закона Украины «Об ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения» предлагается установить ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений и определить порядок привлечения к ответственности. Законопроектом предлагается привлекать к ответственности за предложение или дачу взятки должностному, служебному лицу государственного органа или органа местного самоуправления или подкупа лица, которое не является должностным или служебным лицом, но выполняет предоставленные законом властные полномочия. Отмеченные правонарушения корреспондируются с соответствующими составами преступлений, которыми предлагается дополнить Криминальный кодекс Украины.

После принятия Верховной Радой Украины отмеченные законы, по мнению Виктора Ющенко, должны стать базисом для реализации антикоррупционной политики на всех уровнях власти. Судя по всему, проблем с голосованием по данным законопроектам в Раде не будет. Ведь фракция, голосующая «против» закона о коррупции, вызовет, по меньшей мере, удивление своих избирателей. Более того, о поддержке законодательных инициатив Президента в этой сфере разные политические силы пришли к согласию при подписании Универсала национального единства (пункт 11 Универсала — Авт. ).

Однако специалисты считают, что в первую очередь коррупцию следует искоренять «сверху», а именно, — в ВР, где по различным исследованиям, суммы взяток наибольшие в стране.

КОММЕНТАРИЙ

Константин БОНДАРЕНКО , политолог:

— В первую очередь следует отметить, что Украина в вопросе коррупции выглядит не хуже, чем соседние страны, особенно — страны восточноевропейские, как, скажем, Польша. Политическая коррупция в Польше очень развита, и это хорошо известно. И все же, думаю, не будет преувеличением сказать, что коррупция в Украине пронизала все сферы общества. Она пронизала как власть, так и оппозицию. Цена голоса депутата при голосовании за премьера достигает миллиона долларов. Цена разблокирования трибуны Верховной Рады поднялась до ста миллионов. Я не говорю о конкретных политических силах, потому что, в общем, это не имеет значения — все политические силы одинаково коррумпированы. Какие тенденции в развитии коррупции в Украине? Ясно, что растут размеры взяток, что продажными становятся все, даже те, кто раньше не был, просто чтобы не выглядеть странно. Недавно я беседовал с одним депутатом, тот рассказал мне, что он сделал за последнее время, — лоббировал один законопроект, способствовал назначению одного человека директором завода и так далее. Я спросил его, скажи, если не секрет, сколько ты за это получил. Он показал два и три пальца, то есть две тысячи долларов за один вопрос, и три тысячи — за другой. Я ему говорю, тебя надо посадить за демпинг, потому что ты занизил цену даже не в десять, а в сто раз! Но таких, не жадных, депутатов в Раде единицы. Однако смысл бороться с коррупцией, безусловно, есть. Она наносит серьезный ущерб не только престижу, но конкурентоспособности страны, ухудшает ее место в мировой экономике.

Не уверен, что нынешние политические лидеры в Украине будут вести активную борьбу с этим явлением. Думаю, в этом плане больше надежды на общественные организации, гражданское общество, которое у нас постепенно развивается. Бездействие политиков дает лидерам гражданского общества хороший шанс завоевать доверие избирателей, используя лозунги борьбы с коррупцией, разгребая завалы и выводя «на чистую воду» тех, кто еще недавно бил себя в грудь, клялся в любви к народу и красовался на бигбордах.

СПРАВКА «Дня»

«Corruption» — в переводе означает «разрушение», «моральная развращенность». Согласно нормам ООН, а частности, в докладе «О международной борьбе с коррупцией» последняя определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Это понятие включает в себя взяточничество («дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга»), так называемый непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного пользования.

А вот эксперты Совета Европы разработали более «злостный» правовой механизм. Они причисляют к коррупции такие действия, как получение комиссионных от госконтрактов и конфиденциальное информирование «своих людей» об изменениях государственной политики или лоббирование решений «под заказ».

На протяжении веков это явление живет и процветает — практически при любом политическом режиме и любой власти. Однако для нашей страны взяточничество стало своего рода «национальной особенностью» местного общения с представителями власти. Украина занимает одно из наиболее высоких мест по уровню коррумпированности в мире. Согласно исследованиям международной организации Transparency International, Украина стоит на 85-м месте из 102, в одной компании с Грузией и Вьетнамом.

Более того, украинцам свойственно так называемое особое коррупционное мышление, как некогда выразился экс-президент Леонид Кучма. 28,4% считают, что плата чиновнику за выполнение его служебных обязанностей является не взяткой, а нормальным вознаграждением за услугу. А 65,2% уверены, что люди не «взяточничают» только потому, что лишены возможности делать это. По данным Украинского института социальных исследований (УИСИ) и центра «Социальный мониторинг», 44% населения Украины хотя бы раз делали подарки или давали взятки должностным лицам.

Месяц назад 45 миллионов долларов на борьбу с коррупцией в государственных органах Украины выделили США. Грант под соответствующую программу, которая будет длиться два года, утвердила Міllеnіuм Challenge Corporation (сокращенно МСС), организация, которая занимается в США программами помощи развивающимся странам.

Представители организации заявили, что проблемы с коррупцией мешают полноценному участию Украины в программах МСС.

Вместе с тем было указано на то, что Украина берет на себя обязательства проводить решительную борьбу с коррупцией и работать над привлечением в свою экономику международных инвестиций.

КСТАТИ

А есть ли смысл?

20 апреля 2000 года на заседании Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при президенте Украины (Кучме) была предана гласности информация о предпринимательской деятельности тогдашних парламентариев. По данным Государственной налоговой администрации, 364 народных депутата Украины имели официальный доход от коммерческих структур. Парламентарии возглавляли 202 предприятия и являлись учредителями 473 предприятий. В целом, народные депутаты имели прямое или косвенное отношение к хозяйственно-финансовой деятельности 3105 предприятий. В 1999 г. эти предприятия импортировали на территорию Украины сырья и товаров народного потребления на 13,2 млрд. грн. (25,3% импорта Украины); экспортировали — на 5,2 млрд. грн. (10,1% экспорта Украины). По результатам хозяйственной деятельности в 1999 г. упомянутые предприятия имели недоимку в бюджет в размере 4,1 млрд. грн.

И, несмотря на то, что отдельные из указанных выше фактов были опубликованы в СМИ и, по сути, являлись признанием коррупции среди политиков высокого уровня, особого резонанса в обществе они не вызвали…

Подобного рода скандалы были, есть и, наверняка, будут и при «оранжевой» власти, однако ни один из фактов коррупции в высших эшелонах власти так и не закончился акциями протеста жителей страны или же вердиктом Фемиды.

Подводя черту, хочется отметить: очевидно, эффективность противодействия коррупции зависит, прежде всего, от отношения к этой проблеме первых лиц государства, их моральной и, безусловно, — правовой чистоты. Но решающим фактором противодействия коррупции является политическая воля. Проявление твердой политической воли означает, что при наличии законных оснований закон может применяться к любому лицу, независимо от занимаемой им должности, политических взглядов и степени приближенности к высшему руководству государства. Из-за отсутствия политической воли даже наиболее совершенное антикоррупционное законодательство обречено на декларацию, а деятельность правоохранительных структур — лишь на имитацию борьбы с коррупцией…

Наталия РОМАШОВА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ