Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Два «динозавра» украинского китча

16 сентября в галерею «Да Винчи», находящуюся в бизнес-центре «Леонардо» (Богдана Хмельницкого, 17/52), Олег Пинчук и Сергей Поярков приглашают на открытие совместной выставки
11 сентября, 2006 - 18:54

Знаменитые представители украинского авангарда назвали вернисаж довольно загадочно — «Динозавромания». Объединяющей идеей их работ выступает дерево. Как поясняют авторы выставки, сохранившееся в каньонах Австралии дерево — свидетель времен динозавров. Ему около 200 млн. лет, и с тех пор оно не изменилось. Сохранилось всего несколько десятков взрослых деревьев. Сейчас его популяризируют во всем мире, дарят или продают саженцы для того, чтобы дерево прижилось, и свидетели времен динозавров жили рядом с нами. Фирма, продающая саженцы, является объединяющим фактором выставки, согласна с тем, что название «Динозавромания» соответствует взгляду на творчество обоих художников: кроме откровенной фантазии, в них присутствуют некие образы, которые вполне можно представить живущими среди таких деревьев.

Выставляется серия последних графических работ С. Пояркова и около десяти новых бронзовых фигур О. Пинчука, сделанных за последний год. Помещение не позволяет выставить больше работ, дабы не нарушить некой интимности. Есть смысл в том, чтобы дать возможность рассмотреть работы в деталях, поближе, со всех сторон, поразмышлять, пофантазировать. Это и есть диалог со зрителем. Ведь для обоих художников не секрет, что ассоциации, вызываемые их работами у зрителей, часто не только не имеют ничего общего с их собственными трактовками, но иногда противоречат им, что особенно интересно. Для Сергея Пояркова эта выставка — еще и как бы предпрезентация нового альбома, состоящего из последних работ, часть которых и будет выставлена в галерее.

Накануне выставки Олег Пинчук и Сергей Поярков рассказали «Дню» о предстоящем событии и своем творчестве.

— Вы ведете точный счет своим вернисажам?

Пинчук :— Их на самом деле было очень много, но есть, конечно, наиболее важные с точки зрения значимости и места проведения. Это, безусловно, Московский музей современного искусства, Венский музей истории искусств, Арт-манеж, Центральный дом художников, Киевский музей русского искусства, Национальный музей истории Украины, Национальный художественный музей...

Поярков : — Первая наша совместная выставка прошла в 2000 году и с тех пор именно такие вернисажи интересны публике больше всего. Иногда к нам подключается еще и Юрий Горбачов. Общение со зрителем на контрастах и взаимодополнениях придает нашим выставкам живость.

— Олег, практически всем вашим скульптурам свойственна сквозная, чаще всего позитивная ирония...

Пинчук : — Мои сюжеты выплывают из воображения, фантазии, из внутренней насмешки над самим собой, из детских игрушек, просто из детства. Те фигурки и персонажи перекочевали в мои циклы работ и трансформировались в человеко-рыб, —львов, слоно-быков и еще более многокомпонентных созданий. О псевдолитературных персонажах, как, например, из серии «Гоголь- моголь», могу сказать лишь то, что это не тот писатель-классик Николай Гоголь, чьи произведения читают, а тот коктейль, который пьют...

— Сергей, ваши картины тоже публика созерцает с улыбкой на лице, но несколько иначе. Что вы вкладываете в свои работы?

Поярков : — Мне скорее характерен сарказм, и довольно злой. Это и есть тот контраст, на котором строятся наши выставки с Олегом Пинчуком: как в кино — добрый и злой. А у нас некая парная клоунада. Мы словно играем со зрителем с определенной целью: можем запутать или заинтриговать...

— Ваши скульптуры и картины детализированы. Этим вы тоже хотите запутать зрителя или, наоборот, что-то пояснить?

Пинчук : — На самом деле, все детали и мелочи служат мне неким элементом игры со зрителем, но не назидательной и не в прятки. Мои фигуры понятны. Более того, каждый может в них рассмотреть что-то свое, поскольку нечто похожее было в их жизни. Есть художники, которые продают пустоту, наполненную умозрительным смыслом, известным лишь автору. Современное искусство — это, в основном, пустота: белое на белом, черное на черном... А я продаю прошлое, путаю я только своих эпигонов. Как только что-то сделаю, то тут же появляются плагиаторы, копируя мои работы. Иногда доходит до того, что искусствоведы не могут отличить мои работы и подделки молодых художников, работающих под Пинчука. Бороться с копировальщиками бессмысленно, поэтому я стараюсь в каждой новой выставке постоянно меняться: делаю то рыб, то птиц, то кактусы, то слонов. Словом, путаю следы. Одна из последних моих работ из серии «Знаки Зодиака» — Рак (рак-знак, рак-неборак), весь такой членистоногий. После него задумана серия насекомых.

— Ваше творчество востребовано, скульптуры и картины стоят недешево. Постулат, что художник должен быть голодным и бедным, ушел в прошлое?

Пинчук : — Я считаю этот постулат изначально порочным. Всякое творчество — это труд. Прелесть безбедного существования для художника в возможности реализовать свои самые невероятные замыслы и фантазии. Я работаю с бронзой, литьем, а это сам по себе процесс недешевый... Была серия работ в камне и керамике конца 80-х годов. Я очень люблю керамику, но она недолговечна, а меня пугает неэстетичная перспектива отбитых носов, отломанных пальцев.

Поярков : — Любой профессионал к зрелым годам обречен на преуспевание или забвение. Если ты не погиб к 30-ти годам, то в 99 случаях из 100 художники преуспевают. Примеров тому масса. А вообще, как в пословице: «Если в 20 лет ума нет, то и не будет, если в 30 жены нет, то и не будет, если в 40 нет денег, то и не будет»...

— При всей ироничности и сарказме, в ваших работах превалирует эстетика, при этом вам удается избегать нарочитости и искусственного глубокомыслия.

Пинчук : — Как профессиональный художник, получивший образование в Академии искусств, закончивший аспирантуру Высшей школы визуального искусства в Женеве, как человек, имеющий достаточно опыта путешествий и знаний о мире, я могу позволить себе создавать эстетичные работы, наполненные смыслом, но никак не глубокомысленности. Поверьте, за внешней простотой выражения, непосредственностью, легкостью и виртуозностью стоит кропотливый и напряженный труд...

Поярков : — Я согласен с коллегой: хорошее образование и профессионализм — залог раскованности в сфере своего творчества, а значит, отсутствия страха красоты, заложенной в средствах выражения и образах. В этом смысле могу прокомментировать название нашей выставки таким образом: эра динозавров наступает, и до нашего вымирания — миллион лет.

Лариса ТАРАСЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ