Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На родине «Тристана и Изольды»

В немецком городе Байройте прошел ежегодный оперный фестиваль, посвященный Рихарду Вагнеру
4 сентября, 2006 - 18:49
СЦЕНА ИЗ ОПЕРЫ «ПАРСИФАЛЬ» / ФОТО ИЗ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ФЕСТИВАЛЯ

Это живописное место, расположенное в северной части Баварии недалеко от Нюрнберга и Мюнхена, имеет свою историю. Когда-то его называли «городом Жан Поля». Этот известный писатель, которому поклонялись многие романтики, провел последние годы жизни в именно в Байройте. Однако теперь название баварского городка неизменно ассоциируется с гигантской фигурой Вагнера. Кроме центральных улиц, названных в честь композитора, его жены Козимы, а также улиц по именам героев вагнеровских произведений, здесь даже аптеки носят названия его опер... например, Parsifal Apotheke. А совершая прогулку по Байройту, можно неоднократно встретить игрушечные статуи в виде чёрной собаки. Поинтересовавшись у местного населения, что символизирует это миловидное животное, узнали, что так выглядел любимый пес Рихарда Вагнера. Известно, что в течение всей своей жизни маэстро очень любил животных и всегда рядом с ним была какая-то собака. Даже в опасном морском путешествии, во время бегства от кредиторов из Риги, композитор не расставался со своим четвероногим другом. А последний его пес похоронен рядом с его могилой: в тенистом парке под высокими деревьями за домом композитора...

Нам, двум киевским студенткам-музыковедам НМАУ, посчастливилось побывать на Вагнеровском оперном фестивале, попав в число стипендиатов Фонда им. Рихарда Вагнера. Этот фонд был создан еще самим композитором, заботящимся о том, чтобы музыкальная и театральная молодежь могла бесплатно посещать его спектакли. Традиция поддерживается и на летнем фестивале в Байройте. На него ежегодно приезжают стипендиаты и члены вагнеровских обществ со всего мира, участвуя в обширной культурной программе, составленной специально организаторами феста для творческой молодежи. Этот ценный подарок мы смогли получить, так как вот уже десятый год в Киеве при Доме ученых функционирует Киевское вагнеровское общество, которое возглавляет доктор искусствоведения, профессор Марина Черкашина-Губаренко.

Расписание мероприятий, запланированных в Байройте, оказалось весьма насыщенным. Наш день начинался в семь часов утра, а заканчивался около полночи. Мы прослушали лекции о вагнеровских операх, ознакомились с достопримечательностям города, посетили знаменитую виллу «Ванфрид» — обитель Вагнера, где ныне находится музей композитора. Примечательно, что он расположен неподалеку музея великого пианиста и композитора Ференца Листа. Известно, что они были преданными друзьями. Лист в последствии стал тестем Вагнера... Мы встречались с мэром Байройта, пригласившим нас на прием в самую респектабельную гостиницу города Arvena Kongress Hotel. В свою очередь, стипендиаты приготовили музыкальное приветствие городским властям, организаторам — получился импровизированный концерт. Прозвучали фортепьянные и вокальные опусы, разбавленные разыгранными юмористическими сценками...

Незабываемым стало для нас посещение уникального оперного театра. Это здание было построено благодаря Рихарду Вагнеру специально для постановки его произведений, а спонсором выступил тогдашний баварский король Людвиг II, пленённый талантом и харизматической натурой композитора. Во время возведения здания Вагнер лично руководил всеми вопросами, не оставляя без внимания работу архитекторов Отто Брюквальда и Готфрида Земпера, а также инженера Карла Брандта. А результатом их совместной работы стала оригинальная постройка: зал, имеющий вид амфитеатра с девятью ложами, рассчитанный на 1800 человек, оркестровая яма, скрытая от взора зрителей...

Театр и сегодня сохраняет свою главную особенность — в его стенах исполняются лишь оперы Вагнера, к тому же спектакли идут только в течение пяти летних фестивальных недель. Нам организаторы феста предоставили возможность побывать на трёх из 30 спектаклей. Нам посчастливилось послушать «Летучего голландца», «Тристана и Изольду», а также особенно отложившуюся в памяти, но вызвавшую скандал в прессе версию оперы-мистерии «Парсифаль». Все постановки были исполнены ведущими мастерами мировой оперы: великолепным оркестром, лучшими певцами, приглашенными из разных стран. Спектакли были насыщены современными идеями. Они презентовали оригинальные режиссерские трактовки сюжета и нестандартные решения сценического пространства. Вечные идеи, заложенные Вагнером, успешно ожили в современных «прочтениях» его опер, а новые постановки призвали их актуальность, силу художественного воздействия на публику. Жаль только, что не каждый почитатель творчества композитора имеет возможность увидеть его творения именно на байройтской сцене.

Вагнеровский фестиваль стал художественным событием высочайшего уровня. Время, проведенное в Байройте, пролетело, как одно мгновение, и оставило целый букет ощущений: потрясение от увиденного и услышанного на сцене, кулуарное общение, горячие споры, обмен мнениями, происходивший на разных языках. Мы были не единственными представителями Украины. Каждый год выделяется по два места для творческой молодежи, представителей вагнеровских обществ Киева, Харькова, Львова. Здесь можно встретить поклонников творчества Вагнера из Санкт-Петербурга, Москвы, бывших соцстран. Еще десяток лет тому назад ездить в Байройт могли только единицы: известные музыковеды и крупные музыканты из Восточной Европы. Как нам рассказывала жительница Байройта, бывшая харьковчанка Марина Бааг, за долгие годы ей приходилось здесь встречать и общаться с настоящими звездами: Святославом Рихтером, Родионом Щедриным, Майей Плисецкой. Теперь она заботится о стипендиатах из Киева и Харькова, помогает адаптироваться на фестивале...

Прослушав три грандиозных оперных шедевра гениального маэстро, приблизившись к его музыке, влюбившись в нее, мы могли бы предположить, что первый тест на вагнерианство нами был пройден. Но Рихард Вагнер никогда не оставляет в покое тех, кто соприкоснулся с его искусством. Так что главные и куда более сложные тесты у нас еще впереди...

Иванна КАРАБИЦ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ