Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Горы, люди, фотографии

30 августа, 2006 - 19:16

Любая выставка Александра Гляделова, одного из лучших украинских фотографов, является событием. Его новая экспозиция «Лопухово — Брустуры» (фрагмент)», которая экспонируется в киевской галерее «Камера», еще и, в определенном смысле, неожиданна.

Ведь Гляделов прежде всего известен как фотохудожник, сосредоточенный на социальной тематике. Его работы, посвященные больным СПИДом, беспризорным детям, беженцам, глубоко поразили зрителей далеко за пределами художественного сообщества. И здесь, вдруг — смена тематики. Никакой беды, никакого напряжения, что обычно создается уже самой темой. Просто некая фотоповесть о житье-бытье далекого закарпатского села Лопухового.

Рубят лес. Отмечают праздники. Собирают сено. Торгуют на базаре. Идут в школу. Выходят замуж. Пасут скот. Катаются на мотоциклах и велосипедах. «Люди в Лопухове, как и все горцы, тяжело и много работают. Они надеются на себя, мало кому верят, давно не ждут ни от кого помощи и желают главного: чтобы им не мешали жить и работать как они хотят». Гляделов, которому, собственно, и принадлежит это наблюдение, фиксирует повседневность лопуховцев так, как привык, — неспешным, но острым глазом.

История у этого села богатая. Оно лежит в узкой, высокой долине у подножия Свидовецкого хребта на берегах реки Брустурянки. Было основано еще опрышками как горное убежище, и называлось Брустуры. В конце ХVIII века в долине, немного ниже, Мария-Тереза поселила немцев, которые и положили начало заготовке леса. В 1947 году село переименовали в Лопухово. В 90-х Брустурянка несколько раз разливалась и принесла много бед: забрала не одну жизнь, разрушила дома, дорогу и узкоколейку — две последние так до сих пор и не восстановили.

А впрочем, нельзя сказать, что объектив Гляделова фокусируется на этих тяжелых ситуациях. Автору этих работ как раз достаточно будней, чтобы воспроизвести историю — или, точнее, множество историй Лопухова. Этот одинокий крест на пригорке, эти сосредоточенные малыши-школьники с цветами, которые прячутся за штабелем дров, парень в футболке с надписью «Зидан» или уверенный в себе хозяин, который тарахтит куда-то на очень похожем на него мотоцикле — вот оно такое и есть, это Лопухово, величественное и смешное одновременно. Конечно, есть фотографии крутых, поросших лесами, склонов с фигурами лесорубов — изысканная чернобелая графика. Но, на мой взгляд, именно ощущение гор фантастически передается фотографией базара — добротные деревянные ряды, тепло одетые и закутанные люди, вершины на заднем плане, а на переднем — неожиданно легкомысленная палатка с видеокассетами и дисками; репертуар — сплошные комедии…

Глубокая светотень, некоторая визуальная мрачность не вызывают мрачности эмоциональной. Скорее, это дает ощущение влажного прохладного воздуха, ритма нелегких дней, сожительства людей и леса, где каждый, со своей стороны, ведет собственную борьбу за выживание.

Такова настоящая работа художника. Найти до сих пор ничем не примечательную точку на карте страны — и вырастить из этого зерна целый мир.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День». Фото Александра ГЛЯДЕЛОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ