Освоение Луны и Марса
После 2025 года предполагается начать подготовку межпланетных экспедиций на Луну и Марс. Как сообщил замглавы «Роскосмоса» Виталий Давыдов, это предусмотрено долгосрочной программой развития пилотируемой космонавтики. В период с 2015 до 2025 года будет отрабатываться технология обеспечения освоения межпланетных станций и экспедиций на Луну и Марс. А после 2025 года предполагается начать подготовку межпланетных экспедиций, сообщают РИА «Новости». Давыдов подчеркнул: «Говоря о популярных сегодня программах освоения Луны и Марса, следует отметить, что до принятия решения о реализации таких крупных по масштабу и весьма дорогостоящих программ нужно еще раз проанализировать пользу от них. Если мы придем в будущем к решению осваивать другие планеты и неземные ресурсы, мы пойдем на это только на основе равноправного сотрудничества и глобального международного партнерства».
Птерозавры вновь полетят
Самое крупное из летающих существ, когда-либо населявших Землю, скоро будет парить над Кембриджем. Первые позвоночные, поднявшиеся в воздух, — птерозавры — были владыками небес в эпоху динозавров и вымерли одновременно с ними примерно 65 миллионов лет назад, пишет gzt.ru со ссылкой на The Daily Telegraph. Среди птерозавров были и создания размером с чайку, и настоящие гиганты. Например, у таких видов, как аньянгуэра («Старый дьявол»), и тупуксуара размах крыльев составлял около четырех метров, а у кетцалькоатлуса достигал даже 10 метров.
Доктор Мэтью Уилкинсон из Кембриджского университета вместе с немецким конструктором Вивьеном Боком закончили работу над точной моделью аньянгуэра, и с ее помощью они намерены показать на практике, как же летало существо, вымершее 100 миллионов лет назад. Ученые много лет спорили о том, как эти гиганты могли подниматься в воздух и приземляться, ведь их размеры мешали им нормально взлететь, а чтобы развить скорость, им необходимо было подняться на опасную высоту. Дебаты вызывал и вопрос, были ли крылья аньянгуэра узкими, похожими на птичьи, — в этом случае их задние конечности оставались свободными — или же широкими, соединенными перепонкой с задними конечностями, но тогда бегать птерозаврам было бы затруднительно. В одной из работ Уилкинсон указал, что крупные птерозавры могли взлетать благодаря особой конструкции крыльев, в которой четвертый палец соединен перепонкой с телом и задней конечностью — как у летучей мыши. Вместе с профессором Чарльзом Эллингтоном из Кембриджа и доктором Дэвидом Анвином из Берлина Уилкинсон пришел к выводу, что секрет птерозавров — уникальная кость под названием «птероид», нечто вроде большого пальца, но растущего из запястья...
Работы Уилкинсона показывают, что при умеренном ветре птерозаврам не требовалось полностью раскрывать крылья для взлета. Так во время тестовых испытаний в аэродинамической трубе модели птерозавров с направленными вперед птероидами показали значительно лучшие результаты, чем предыдущие модели. Эти эксперименты доказали, что ящеры не просто неловко планировали в воздухе, а летали очень хорошо.