Июльская инфляция (0,9%) стала самой высокой за последние пять месяцев. Повышение цен производителей промышленной продукции (1,2%) оказалось достаточным, чтобы вывести траекторию кумулятивной инфляции на прошлогодний уровень. В первом полугодии этот показатель был меньше соответствующего прошлогоднего на 3,3%. Июльская инфляция стала максимальной для этого месяца за все годы существования гривни. Только однажды, в июле 1995 года, инфляция была выше июньской.
Наиболее существенно то, что в июле стартовала вторичная инфляция — ранее осуществленное повышение тарифов на газ и электроэнергию для населения (май—июль) дополнилось повышением цен на услуги связи и транспорта. Скорее всего и в последующие месяцы будет продолжаться перенесение новых тарифов на энергоносители на конечных потребителей. Об этом свидетельствует хотя бы то, что уже с 1 августа тарифное ралли было использовано в столице как повод для повышения цен на хлеб. Это может стать не достойным, но все же примером для подобных действий и в других регионах Украины.
Обычно в Украине лето характеризовалось отсутствием инфляционных процессов и даже дефляцией. На этот раз эксперты ее не ожидали. Прогнозировалось июльское движение цен в инфляционном формате. К счастью, в зените лета этот прогноз оправдался не полностью. Рост цен был значительно меньшим апокалиптических прогнозов МВФ и Минэкономики. Помогло то, что в Украине пятый месяц подряд снижаются продовольственные цены. Такого не наблюдалось с 2002 года, а июльская дефляция на этом сегменте (1,8%) была близкой к ее уровню в июле 2002 года (2,7%). В своих прогнозных оценках роль продовольственной дефляции вышеупомянутые и другие аналитические институции (в том числе и Нацбанк) не учли. Базовая инфляция (в узком измерении) в июле оставалась неизменной. Прирост цен на непродовольственные товары (0,3%) в июле произошел в основном за счет восходящей динамики цен на горюче-смазочные материалы (2,7% против 1,4% в июле 2005 г.).
Итак, потребительские цены начали ограничено реагировать на новые энергетические тарифы. Пока что это в основном первичная реакция. Масштабы вторичной зависят от следующих изменений в стоимости коммунальных услуг. Тарифное ралли может активно трансформироваться в инфляционное, если гонка цен на услуги будет проходить с ускорением. Статистика июля не учла подорожания бензина, что произошло в последнюю неделю месяца. В августе это скажется на повышении цен и совсем исключит возможность дефляции. Сейчас достоверность достижения бюджетного инфляционного ориентира (8,7%) уменьшилась до 40%. Снизились и шансы на однозначную инфляцию. Сейчас они составляют 50% против 75% в июне.
Для определения методов борьбы с раскручиванием инфляционных тенденций следует выяснить, что именно формировало восходящий ценовой тренд июля. На первое место тут нужно поставить июльское повышение тарифов на газ для населения. На втором окажется вторичный эффект влияния новых тарифов на стоимость услуг транспорта и связи. Далее пойдут разогрев экономики и соответствующий рост цен производителей, подталкивающий потребительскую инфляцию, и ускорительное движение к историческому максимуму номинальной зарплаты в январе — июне (в дополнение к новым ценам на энергоносители выросли затраты производства на оплату стоимости рабочей силы). Нельзя также не отметить существенное замедление все еще растущей динамики импорта (в том числе промышленных товаров), а также, что даже более существенно, низшую, чем год тому сберегательную активность населения (что объясняется нестабильной политической ситуацией). Оказало свое влияние также увеличения денежного предложения после наращивания бюджетных расходов в июне — июле и то, что вдвое высшими темпами (2,7% против 1,4%), чем в прошлом году росли цены на нефтепродукты (под влиянием их мирового повышения и ввода Россией новой пошлины на импорт).
Нельзя не сказать и о том, что рынку было трудно справляться с негативной реакцией потребителей и производителей на провоцирование инфляционных ожиданий должностными лицами (Минэкономики), экспертами, политиками, журналистами.
Все это, а также некоторые другие монетарные факторы, могли бы быть намного действеннее и добавить негатива ценовой ситуации, если бы не было сопротивления в антиинфляционных окопах. Там мы находим сезонное снижение стоимости овощей, картофеля и молока, превышающее предложение мяса и птицы над спросом, удерживающееся уже пятый месяц, а также полную гармонию между спросом и предложением на рынке сахара (снижение цен на 1,1% в июле против их роста на 24,1% год назад). Важными антиинфляционными факторами были также удержание курсовой стабильности и действие ревальвационного 2005 года, эффекта на рынке непродовольственных товаров. Специалисты также отмечают усиление абсорбирующей функции экономического роста, усиление депозитной активности предприятий и увеличение их спроса на деньги, что происходило одновременно с расширением товарного предложения за счет повышения темпа роста ВВП. Некоторое значение имело также замедление наращивания номинальных доходов населения за счет социальных трансфертов на фоне более высокой динамики зарплаты и производительности труда.
Что же должно делать новое правительство (а также все другие регулирующие органы государства) для того, чтобы не ознаменовать свой приход к власти новым витком инфляции? В первую очередь речь идет о сохранении процентных ставок Нацбанка. Это обосновывается тем, что основание для ослабления монетарных условий отсутствует в обстоятельствах, когда инфляционное давление растет. Более того, с августа уже снижены резервные требования и поддержке ликвидности будет способствовать ранее начатое удешевление рефинансирования. Кроме того, в августе традиционно уменьшается спрос на деньги, тогда как тенденция к увеличению продажи валюты не слишком заметна, а разогрев экономики уже вышел на достаточный уровень, чтобы формировать инфляционный фон. В то же время уменьшение дефицита текущего счета, которое наметилось, будет увеличивать покупку валюты, способствовать росту ликвидности. «Закручивание» монетарных кранов также несвоевременно.
Следует также учитывать, что в августе не планируется нового повышения тарифов (во всяком случае в первых двух декадах) как на базовые энергоносители, так и на коммунальные услуги, на которые не влияет газ и электроэнергия. Поэтому процентные ставки сегодня еще не стоит сдвигать. Это может быть потребуется в сентябре — накануне ценового возбуждения, традиционно присущего четвертому кварталу.
А вот правительству целесообразно скорректировать тарифную политику. Стоит избежать повышения областями тарифов на воду, тепло после 20 сентября, чтобы тарифная инфляция не усилила до неприемлемого уровня сезонную (октябрь — декабрь). Повышение квартплаты необходимо провести в последней декаде января. Соответствующее ускорение инфляции следует учесть в макропоказателях, которые будут закладываться в бюджет следующего года. Уровень увеличения тарифов на коммунальные услуги можно было бы в этом году ограничить 25—30% и осуществить его по графику в областях, но не одномоментно. Было бы оправданно в этом году прибегнуть к снижению пошлины на ввоз фруктов, на которые в этом году неурожай. В компетенции правительства приостановить ввод фиксированных минимальных цен на молоко и предупредить возможное их установление на мясо. А местные власти могли бы противодействовать повышению цен на муку и крупы и не допустить резкого одномоментного повышения цен на хлеб.