Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Человек-легенда

100 лет назад родился Ежи Гедройц (1906—2000 гг.)
1 августа, 2006 - 19:49
ЕЖИ ГЕДРОЙЦ

Его легенда учит нас прежде всего политической мудрости и дальновидности, трезвому отношению к политике, толерантности и умению понимать другого — это, наконец, те добродетели, отсутствие которых часто ощущаем среди современного политикума. Именно Гедройцу обязаны за создание концепции добрососедства между поляками и украинцами, которая стала определяющей в отношениях между обоими народами, содействовала примирению и преодолению взаимных стереотипов. Воплощением этой концепции было, в частности, то, что Польша стала первым государством, которое в 1991 году признало независимость Украины.

Ежи Гедройц родился в Минске в 1906 году. Учился на юридическом и историческом факультетах Варшавского университета. Решил тогда, в частности, изучать историю Украины, при чем был единственным поляком, который сделал такой выбор. Во время обучения принимал активное участие в студенческой организации «Государственническая мысль», в деятельности международного отдела Центрального комитета Союза студенческой молодежи, был председателем организаций «Корпорация Патрия» и «Межкорпорационный круг», а также работал редактором журналов «Академічний день» и «Бунт молодих» (позже назывался «Політика»). Стоит вспомнить, что уже в то время, в журнале «Бунт молодих», начала формироваться новая концепция польско-украинских отношений. В нем публиковались тексты, в которых провозглашались взгляды против полонизации украинцев, которые проживали на территории Речи Посполитой. Ежи Гедройц давал возможность высказать свою позицию самим украинцам — в «Бунте молодих» печатались, например, Иван Кедрин-Рудницкий, Дмитрий Донцов и др.

В начале Второй мировой войны Ежи Гедройц переехал в Румынию, где стал личным секретарем тогдашнего польского посла в этой стране Р. Рачинского. Позже воевал в составе Отдельной бригады карпатский стрелков, был руководителем Отдела военных журналов и издательств, работал в Центре подготовки танкистов.

В 1946 году в Риме Гедройц основал Литературный институт. С 1947 года стал издателем и главным редактором журнала «Культура», в этом же году переехал в местность Мезон Ляффит под Парижем. Впоследствии эта пригородная местность превратилась в один из эпицентров послевоенных интеллектуальных дискуссий в Европе. Среди авторов «Культуры» можем назвать Збигнева Герберта, Чеслава Милоша, Густава Герлинга-Грудзинского, Витольда Гомбровича, Юзефа Лободовского, Юлиуша Мерошевского.

Парижская «Культура» Ежи Гедройца стала своеобразным «пространством свободы». Именно это помогло редактору организовать обсуждение относительно будущего Центрально-Восточной Европы. В контексте этих дискуссий были развиты принципы украинской стратегии Гедройца, которые легли в основу современной восточной политики Польши. Главная идея этой стратегии следующая: без независимой Украины не может быть независимой Польши. Как писалось на страницах журнала в 1953 году, «Польша может добиться и удержать свою независимость только в рамках всей федерализованной Европы. Мы утверждаем, что право участия в будущем федеративном европейском сообществе имеют не только те нации, которые имели свои независимые государства к 1939 году, но и украинцы, и белорусы. Учитывая угрозу российского империализма — нынешнюю и будущую — возникновение независимой Украины и ее участие в европейском федеративном сообществе является для Польши делом первостепенного значения». При этом следует подчеркнуть, что, выступая против российского империализма, авторы «Культуры» не соглашались также и с империализмом польским. Юлиуш Мерошевский в известной статье «Российский «польский комплекс» и пространство УЛБ» (Культура, 1974, № 9) утверждал: «В Восточной Европе — если на этой территории когда-нибудь возобладает не только мир, но и свобода — нет места никакому империализму: ни российскому, ни польскому. Мы не можем требовать, чтобы россияне отдали украинцам Киев, в то же время настаивая, что Львов должен вернуться в Польшу».

Для реализации этой стратегии следовало избавиться от многих стереотипов и фобий. Формула «без независимой Украины нет независимой Польши» поднимала целый ряд тем-табу, среди которых, например, нерушимость восточных границ Речи Посполитой, которые та имела на момент начала Второй мировой войны. Тема польско-украинского согласия считалась «взрывной» и требовала от тех, кто хотел ее поднять, незаурядной интеллектуальной смелости.

К обсуждению польско-украинских проблем Ежи Гедройц привлекал украинцев. С «Культурой» сотрудничали Богдан Осадчук, Иван Лисяк-Рудницкий, Юрий Шерех-Шевелев и др. Роль, которую сыграло обсуждение польско-украинских проблем на страницах «Культуры» Богдан Осадчук, в частности, определил следующим образом: «Многие наши современные земляки по обе стороны границы на Буге и Сяни не понимают в целом процесс изменений в сознании наших обществ и в деятельности политиков, которые произошли в течение почти целого века. Без «Культуры», то есть без Ежи Гедройца, польско-украинское пограничье могло бы сегодня быть польско-украинским Косовым...»

Большое значение в налаживании польско-украинских отношений имело издание Литературным институтом в Париже антологии Юрия Лавриненко «Розстріляне Відродження» (1959). Эта книга, которая представляла образ литературной Украины в 30-х годах ХХ в., оказалась очень важной прежде всего для украинцев. Метафора «Розстріляне Відродження» показала драматизм ситуации в украинской культуре 30-х годов и охватила, говоря словами Евгения Сверстюка «... и мертвых, и живых, которые не казнены, но лишены свободы творить». Ежи Гедройц, как вспоминают его сотрудники, много занимался подготовкой этого издания, а поэтому, как оно увидело свет, очень им гордился, при этом прилагал значительные усилия для того, чтобы оно попало в Украину. В 1969 году Литературный институт подготовил еще одну подобную антологию. Называлась она «Україна 1956—1958», а ее автором был Иван Кошеливец. Эта книга была посвящена украинскому движению шестидесятников и стала одним из первых изданий, которые направлены были к польскому читателю, чтобы тот имел возможность лучше познакомиться с украинскими проблемами.

Для многих европейских интеллектуалов редактор «Культуры» стал безусловным авторитетом. При этом следует подчеркнуть, что мы здесь не должны брать только «простое» определение авторитета как человека, который владеет глубоким знанием и пользуется особым почетом и признанием. Авторитет, кроме знания и почета, имеет моральную составляющую, он является носителем ценностей, которые могут быть восприняты другими людьми и стать частью внутренней конституции. Примирение между народами — это уже одна из тех ценностей, которые нес своим авторитетом Редактор «Культуры».

Концепция Ежи Гедройца в начале выглядела нереальной. Хотя силой и слабостью Ежи Гедройца польский диссидент Адам Михник называет то, что он никогда не верил в безнадежные ситуации. Вместе с тем, надо помнить, что, как писал Юзеф Лободовский, «... глас вопиющего в пустыне никогда не был ни легким, ни приятным. Но когда ты уже избрал свой флаг, то нужно при нем стоять, даже если армия состоит из одного знаменосца».

Редактор «Культуры» находил интеллектуальные силы выстоять в казалось бы чрезвычайно сложных ситуациях, при этом, подняв «свой флаг», сумел сплотить вокруг себя «действенную армию», которая изменила сознание скептиков польско-украинского согласия. 2006 год называют в Польше, между прочим, годом Ежи Гедройца. Хотелось бы, чтобы этот год действительно стал годом идеалов, ценностей и принципов, которыми руководствовался редактор «Культуры», и не только в смысле упоминания о них, но также в смысле их воплощения в сегодняшней политике.

Дмитрий ШЕВЧУК, преподаватель Ровенского филиала Европейского университета
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ