Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Усмирение Северной Кореи

1 августа, 2006 - 19:48
ЮЖНОКОРЕЙЦЫ ПРОТЕСТУЮТ ПРОТИВ АМБИЦИЙ СЕВЕРНОГО СОСЕДА / ФОТО РЕЙТЕР

Нельзя позволить пожару войны на Ближнем Востоке отвлечь внимание мирового сообщества от угрозы, создаваемой ядерными амбициями Северной Кореи, которые она продемонстрировала своими недавними испытаниями ракет дальнего действия. Но, похоже, именно это и происходит.

Встреча стран «восьмерки» в Санкт- Петербурге окончилась в середине июля призывом к Северной Корее остановить испытания ракет и прекратить свою программу разработки ядерного оружия. Затем последовала резолюция Совета Безопасности ООН, осуждающая запуски Северной Кореей ракет 5 июля, требующая от нее возвращения к схеме переговоров и призывающая членов ООН предотвратить импорт и экспорт любых материалов или денег, связанных с программами Северной Кореи по ракетам и особым видам вооружения. Президент Китая Ху Цзиньтао призвал к дальнейшему развитию забуксовавших переговоров с тем, чтобы «освободить от ядерного оружия весь Корейский полуостров». Это казалось дипломатическим прорывом, но шума было гораздо больше, чем реальных дел.

Во время своего первого срока администрация Буша надеялась на то, что сможет решить ядерную проблему Северной Кореи посредством смены режима. Расчет был на то, что изоляция и санкции приведут к свержению диктатуры Ким Чен Ира. Но режим оказался устойчивым, и администрация Буша согласилась принять участие в шестисторонних переговорах с Китаем, Россией, Японией и двумя Кореями.

В сентябре 2005 года на время показалось, что переговоры привели к созданию проекта соглашения о том, что Северная Корея воздержится от своей ядерной программы в обмен на гарантии безопасности и отмену санкций. Но нечетко сформулированное соглашение вскоре потерпело неудачу, и Северная Корея отказалась возобновить переговоры до тех пор, пока США не прекратит закрывать банковские счета, подозреваемые в подделке и отмывании денег для режима Ким Чен Ира.

Дипломатия оставалась в стороне до тех пор, пока в июле Северная Корея не запустила несколько ракет в Японское море. Япония призвала к введению санкций Совета Безопасности ООН, и после десяти дней пререканий все пять постоянных членов Совета Безопасности выпустили резолюцию, осуждающую действия Северной Кореи.

Почему Северная Корея рискнула совершить действия, которые бросили вызов Китаю, ее главному покровителю, и привели к принятию резолюции ООН? Отчасти она решилась на это, потому что увидела, что великие державы предлагают Ирану неплохой набор выгод за отказ от программы ядерного обогащения, в то время как Северная Корея оказалась на дипломатической обочине. Но она также пошла на данные действия, т.к. подобный риск оказывался успешным в прошлом, а Ким Йонг Ил, возможно, решил, что риск невелик.

Ким знает, что пять других стран, принимающих участие в шестисторонних переговорах, разделены. В то время как все пятеро хотят видеть Северную Корею безъядерным государством, Китай и Южная Корея ценят стабильность северокорейского режима более высоко, чем США и Япония.

Общественное мнение Южной Кореи по поводу того, что нужно делать с Севером, разделено, но большинство опасаются, что внезапный крах северокорейского режима приведет к катастрофическим последствиям для экономики Юга. Многие представители молодого поколения уже не видели сами Корейской войны. Таким образом, дружелюбная стратегия Южной Кореи, которая заключается в экономическом сотрудничестве с Севером, встречает одобрение большинства населения.

Точно так же и Китай со своим упором на экономический рост опасается того, что крах северокорейского режима будет угрожать стабильности на его границах. Таким образом, хотя Китай время от времени и давил на Северную Корею, чтобы она отказалась от своей программы ядерного оружия, он не желает использовать свои экономические рычаги настолько сильно, чтобы это угрожало режиму.

Из-за того, что любимый подход администрации Буша, заключающийся в смене режимов, стал действовать медленней, чем ожидалось, и из-за того, что время играет на руку Киму, она может использовать один из трех других вариантов, чтобы решить проблему ядерного оружия Северной Кореи. Она может применить силу, и некоторые должностные лица утверждают, что если Северная Корея начнет войну в ответ на ограниченный американский авиаудар, Ким потеряет свой режим. Поэтому война вряд ли состоится.

Но авиаудар вряд ли уничтожит тайные склады Северной Кореи, на которых содержится более 10 000 артиллерийских орудий, укрытых в пещерах вдоль демилитаризованной зоны. Северная Корея может просто разбомбить Сеул в ответ на это и привести к разорению южнокорейской экономики. Поэтому Южная Корея вместе с Китаем, скорее всего, будут категорически против американского авиаудара.

Второй вариант — санкции. Некоторые представители администрации Буша считают, что если даже экономические санкции и не приведут к уничтожению режима, они могут вынудить Кима отказаться от своего оружия. Они указывают на успешность попыток прервать незаконные банковские операции и на Инициативу по безопасности в области распространения оружия массового уничтожения, в соответствии с которой другие страны согласились запретить транспортировку ядерных материалов.

Но успех зависит от Китая и от Южной Кореи, а Китай не участвовал в последних мероприятиях Инициативы по безопасности в области распространения ОМУ. Более того, в прениях по поводу резолюции ООН Китай пригрозил применить право вето, если в ней будут какие- либо ссылки на статью VII Устава ООН, которая позволяет применение силы. Зная, что Китай не позволит санкциям зайти слишком далеко, Ким Чен Ир навряд ли отдаст свой ядерный туз.

Остается третий вариант — дипломатическая сделка. Цена Ким Чен Ир за нее — это прямые переговоры с США, гарантии безопасности и такие же экономические выгоды, которые предлагались Ирану. Буш дал возможность своим представителям в шестисторонних переговорах встретиться с северокорейцами по отдельности в рамках шестистороннего характера переговоров, но он не пообещал адекватных выгод.

Учитывая прошлые хитрости Северной Кореи и сложность проведения проверки уничтожения ядерного оружия в тоталитарной стране, эффективное соглашение будет сложно заключить. Но, принимая в расчет другие варианты, США может поступить мудро и начать разработку нового дипломатического пакета.

Джозеф С. НАЙ — бывший заместитель министра обороны США, сейчас работает профессором в Гарварде и является автором книги «Мягкая сила: средство достижения успеха в мировой политике».

Джозеф С. НАЙ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ