Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Збигнев ГИЖИНСКИЙ: Все посткоммунистические страны должны иметь закон о люстрации

26 июля, 2006 - 19:53

Польский парламент недавно принял новый закон о люстрации. Процедурой люстрации будут охвачены дипломаты, работники муниципальных служб, руководители государственных компаний, редактора, журналисты, директора государственных и частных школ, научные работники, нотариусы. Согласно нормам нового закона, все они должны заполнить так называемое люстрационное заявление. Не является ли новый закон нарушением прав человека? Не повлечет ли введение его в действие освобождение с должностей людей, которые были информаторами или агентами спецслужб в период коммунистического правления в Польше? Об этом рассказывает в интервью «Дню» депутат польского сейма, член рабочей группы по подготовки закона о люстрации Збигнев ГИЖИНСКИЙ.

— Чем вызвана необходимость принятия нового закона? Ведь до сих пор существовал закон о люстрации.

— Закон, существовавший до сих пор, был очень плохим. Старый закон о люстрации охватывал ограниченное количество людей, занимавших должности в государственных и общественных учреждениях. Новый закон определяет значительно большее количество людей, к которым будет применена процедура люстрации. Следует также заметить, что доныне люстрации осуществлялись судом. Каждый политик, который был агентом, информатором должен был подавать ходатайство в суд. Теперь это не нужно делать, поскольку вопросом люстрации будет заниматься Институт национальной памяти. Этот государственный орган располагает своими архивами тайных служб. Именно на институт положена ответственность давать сертификат касательно того, что конкретный человек во времена коммунистического правления был агентом или информатором спецслужб. Списки таких людей будут преданы огласке в интернете.

— Не является ли этот закон нарушением прав человека?

— Нет. Этот закон не нарушает прав человека. Потому что все материалы будут публичными и проверенными. Если у кого-то возникнет вопрос относительно правдивости материалов, то он может обратиться в суд и доказать свою правоту в судебном порядке.

— Некоторые обозреватели утверждают, что публикация списков может повлечь к массовым отставкам людей, занимающих государственные должности. Есть ли среди поляков обеспокоенность по поводу принятия этого закона?

— Нет, люди не будут терять работу. Речь идет только о выяснении правды. В Польше все люди ждут этот закон. Мы хотим знать правду о периоде, который называется коммунистическим. Таким образом наша страна станет третьей после Чехии и бывшей ГДР, которая открывает доступ к материалам секретных служб коммунистического периода.

— Т.е. вы утверждаете, что людей, сознавшихся в сотрудничестве с коммунистическими спецслужбами, увольнять не будут?

— Да.

— Есть ли у вас уверенность, что за новый закон проголосуют сенаторы, и когда это произойдет?

— Я уверен, что этот законопроект пройдет процедуру одобрения в сенате. Ведь партии, проголосовавшие за него в сейме, имеют большое преимущество в верхней палате польского парламента. Ожидается, что в августе президент подпишет этот закон, который в начале следующего месяца будет принят сенаторами.

— Достаточно ли средств у Института национальной памяти, чтобы справиться с поставленным заданием?

— Директор Института национальной памяти Януш Куртыка уверил меня, что институт будет готов опубликовать списки после 1 января 2007 года.

— Но ведь в законе было написано, что это должно быть сделано через три месяца после введения закона в действие...

— В сенате этот пункт будет изменен, потому что три месяца — очень короткий срок. Я знаю, что институту дадут шесть месяцев для выполнения этой работы.

— Стоит ли Украине принять подобный закон?

— Это дело Украины. Вы сами должны обсуждать эту проблему. Но мое мнение заключается в том, что все посткоммунистические страны должны иметь такой закон.

— Хотелось услышать ваше мнение как депутата польского парламента об отношениях Польши с Украиной...

— Сейчас очень важен момент в польско-украинских отношениях. В Польше хотят, чтобы Украина и далее оставалась нашим важным стратегическим партнером. Президенты наших стран встречались уже не один раз. Мы уладили исторические проблемы: борьбу между украинцами и поляками, которая имела место в прошлом веке. Сейчас мы можем думать и говорить о том, что будет. Как Польша и Украина будут вместе входить в Европу, структуры Североатлантического союза. Я думаю, что Польша должна быть послом Украины в Европе. Мы хотели бы, чтобы Веймарский треугольник, в который входят Польша, Германия и Франция, преобразовался в четырехугольник со включением в него Украины.

— А разве такое возможно? И при каких условиях Украина может вступить в этот клуб?

— Я думаю, такое вхождение может состояться через развитие культурных и экономических отношений. Мы очень много экспортируем и импортируем друг друг. Это может быть очень важным моментом в наших отношениях.

— Как вы относитесь к возможному восстановлению в Украине свободных экономических зон? С этой идеей выступают представители антикризисной коалиции.

— Я думаю, что это интересная идея. Свободные экономические зоны хорошо себя проявили в Польше. У нас остались старые экономические зоны или, скорее правильно сказать, подзоны, но новых нет. Поэтому восстановление свободных экономических зон в Украине может быть интересным для развития отношений между нашими странами.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ