Последняя работа популярной певицы — «Дика енергія. Лана», которую она презентовала в Киеве и в гастрольном туре по Германии, является экспериментом и творческим поиском (наша газета писала в №97 о презентации ее сингла и видео). Руслана Лыжичко пытается совмещать деятельность народного депутата Верховной Рады и творчество. Как победительницу Международного конкурса эстрадных исполнителей «Славянский базар в Витебске» (гран-при она завоевала в 1996 году) ее пригласили в Беларусь, где сегодня завершается юбилейный ХV фестиваль. Перед отъездом «Дню» удалось побеседовать с певицей и из первых уст узнать: не разочарована ли она в политике, в которой является новичком, какие уроки следует извлечь Украине, готовясь к «Евровидению- 2007», чем певица и депутат будет заниматься в ближайшее время?
ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАХ
— Творческому человеку нельзя останавливаться, нужно постоянно быть в поиске, и даже найдя свою нишу на эстраде, приходится каждый раз искать новые решения, — считает Руслана. — «Дика енергія. Лана» — эксперимент, и я понимаю, что не все задумки мне удалось реализовать. Клип и песня — первые «ласточки» будущего большого литературно-музыкального проекта. Я рада, что в нашу творческую команду вошли замечательные украинские писатели-фантасты Марина и Сергей Дяченко. «Дика енергія» — так будет называться мой будущий альбом и концертная программа. Ныне, кроме музыкального материала, наша команда работает над сценическим воплощением нового шоу. Есть планы снять художественный фильм, в основу которого будет положен роман фантастов Дяченко. Мне приятно, что все ноу-хау, придуманные для программы, являются украинскими находками. «Дика енергія» — задумана как необычное шоу, сложное в техническом плане (спецэффекты, декорации), с оригинальной музыкой, танцами, костюмами. Думаю, что те, кто меня запомнил по «Евровидению-2004» с «Дикими танцами», будут очень удивлены метаморфозам: не только в новом имидже, но и в подаче материала. Кстати, не все воспринимают синтетика-Лану. Но мне очень интересно попробовать что-то новое, а поиск и эксперимент являются движущей силой творчества каждого артиста... Наш драйв мы передали зрителям (фрагменты будущего шоу презентовали в Германии) и, судя по реакции публики, — мы на правильном пути. Критики уже стали сравнивать «Дику енергію» с «Пятым элементом», «Матрицей», а Лану с героиней Милы Йовович. Мы пошли на смелый эксперимент и все делаем не так, как другие, как принято в шоу-бизнесе. Кто-то из зрителей изумится, кто- то поймет, а кто-то пожмет плечами и скажет — зачем придумывать что-то еще, если уже есть раскрученные и довольно успешные «Дикі танці». Этот проект не закрыт, он трансформировался в «Дику енергію».
«Дикі танці» — не просто брэнд, а музыкальное направление. Новый проект это не только вобрал в себя фолк-, рок-, соул-, поп-, но и техномузыку. Он рассчитан не только на молодежь, а на всех, кто увлекается литературой, любит читать фантастические романы. В фундаменте будущего альбома лежит книга супругов Дяченко «Дика енергія. Лана» — с мощным философским подтекстом, в котором авторы размышляют о будущем людей, земли, энергетическим кризисом, глобальными проблемами, с которыми предстоит сталкиваться человечеству. Эти сложные вопросы поданы в увлекательном жанре фэнтези.
О ПОЛИТИКЕ
— Долгие годы я была абсолютно аполитичным человеком, — призналась певица, — но оранжевая революция изменила не только меня, но и Украину. Я не жалею, что занялась политикой. С удивлением для себя открыла, что там бушует столько страстей, что нашему шоу-бизнесу такое даже не снилось. Но если хочешь добиться результата, то поддаваться эмоциям нельзя. Нужно к каждому слову относиться взвешенно. Порой у многих депутатов сдают нервы, а такие срывы не идут на пользу делу... Я понимаю, что люди хотят стабильности. Им надоело, что Украина постоянно шатается то вправо, то влево. Я считаю, что наша страна должна идти демократическим путем, а истерика в политике — непозволимая роскошь...
Мне кажется, что я смогу как депутат быть полезной. Хочется, чтобы наш нынешний депутатский корпус начал активно работать. Пока же, на взгляд обывателя, парламент — это некая серая масса. Считаю, что депутат должен обладать харизмой и представлять интересы определенных слоев нашего общества. Базовыми для себя считаю вопросы евроинтеграции и молодежной политики. Последние два года я фактически стала гражданкой Европы, выступая в разных странах, и мне приятно, что за этот период об Украине стали больше знать европейцы. Нам нужно нести украинскую энергетику, поднимать наш имидж в мире. Майдан был нужен, чтобы сломать мощную старую административную стену, мешавшую жить, дышать и развиваться Украине. Конечно, хочется, чтобы у нас побыстрее произошли демократические изменения. Если ты занимаешься политикой, то прежде всего думай о Родине, хотя это и звучит несколько высокопарно, но, по сути, это верно, а не занимайся саморекламой, удовлетворением своих личных амбиций. Пока Украину можно сравнить с возом, который политические силы тянут в разные стороны, но не определившись, куда его тянуть, мы так и не сдвинемся с места...
О «ЕВРОВИДЕНИИ»
— Впервые за полувековую историю Международного конкурса победила рок-команда из Финляндии «Lordi». Критики считают, что «победа монстров на «Евровидении» говорит о закате этого песенного форума». Я считаю, что поставив на первое место финнов Европа показала, что она пресыщена «форматным продуктом», который на протяжении десятилетий ей показывали на конкурсе, — считает Руслана. — Это своеобразный зрительский протест организаторам «Евровидения». Мне кажется, что последние два-три года начался надлом конкурса. Вначале «попсу» потеснила Сертаб Эрэнер из Турции, потом наши «Дикі танці». На «Евровидении- 2005», прошедшем в Киеве, гречанка Хелена Папаризу, исполнив «Мой №1», и завоевав гран-при, уже была вторична. Ее песню можно назвать попурри на турецко-украинско-греческие мотивы. Папаризу получила всего 230 баллов, обойдя мальтийку Кияру всего на 38 баллов. В этом году в Афинах «Lordi» получили 292 балла. Победа финнов — это вызов. Они должны были оказаться внизу или, если европейские телезрители решили «приколоться», то вверху списка. Европейцы пошутили, и как результат — монстры победили. «Lordi» получили высшие баллы у стран, которые тяжелым роком не увлекаются. Впрочем, финны показали не тяжелый, а «нафталиновый» рок. У нас во Львове такую музыку исполняли в начале 90-х годов. Тогда это было свежо, в диковинку, а ныне их хрипящие возгласы «Хард- рок, аллилуйя!» выглядели, как кличь ожившей мумии из мультика-страшилки. Моя оценка финнов — ноль, но за оригинальность сценического образа — 12 баллов (они позабавили зрителей плащами-крыльями, страшными масками, пиротехническими взрывами и т. д.). Победа группы «Lordi» — это не конец «Евровидения», а попытка обновить конкурс. Перефразируя слова классика, можно сказать, что, смеясь, телезрители «Евровидения» прощались со своим прошлым... Кстати, если вы вспомните, то в Киеве каждый второй конкурсант выступал с барабаном, по-своему интерпретируя «Дикі танці», но это вовсе не значит, что на «Евровидении-2007» станут копировать финнов и все певцы, словно рокеры, выходя на сцену, разобьют свои гитары. Мне кажется, что на следующем конкурсе исполнители не будут оглядываться назад, сковывать себя определенными рамками, трафаретами формата. Поэтому зрители могут ждать любых неожиданностей...
Формат связывает артиста, словно цепями. Например, в Украине, чтобы твою песню поставили в хит-парад, нужно предоставить «форматный» музыкальный продукт. Поэтому так много звучит на радиостанциях и транслируется по телеканалам удобоваримой, очень похожей одна на другую песенной продукции. Но я считаю, что не нужно зомбировать публику. Слушатели хотят слушать «живую» музыку, а не субпродукт, навязанный им медиа...
Кто будет представлять Украину на «Евровидении-2007»? Этот вопрос пока открыт. Можно послать «ВВ» или Верку Сердючку — они точно среди конкурсантов не затеряются... К «Евровидению» нужно готовиться заранее, определить стиль, продумать, какую песню исполнять. Многие зрители забывают, что это не вокальный, а песенно-телевизионный конкурс. Здесь даже не сколько песня побеждает, а телепроект. Что ныне ТВ диктует, то и смотрят зрители. Исполнитель должен показать в песне миниспетакль, выделиться, запомниться, понравиться. А как ты этого добьешься? Раньше говорили, что «Евровидение» смотрят только домохозяйки, но судя по победе финнов — это не так... Будущему конкурсанту нужно привнести что-то свое, оригинальное, заинтересовать своим номером зрителей. Возможно, стоит провести конкурс среди композиторов, поэтов, а не только среди исполнителей, и тогда фортуна нам улыбнется еще раз.