Если бы мудрость давалась только с тем условием, чтобы я держал ее, словно в клетке, и никому о ней не говорил, — я бы отверг ее. Ни с кем не разделенное добро, хоть бы каким оно было, радости не приносит».
(Сенека. «Моральные письма к Люцилии» Киев, «Основи», 2005).
Интересно, это только лишь мой стереотип: якобы всем философам присуще, наследуя Диогена, сидеть в бочке или босыми ногами, как Григорий Сковорода, мерить землю?
Почему-то примитивные подробности имеют агрессивное свойство заполнять полочки нашей памяти, не оставляя места действительно полезной информации, которая стала бы пищей для ума. Скажем, искренне хочется человеку среднего возраста постичь еще несколько высказываний мудрых, а в ответ — сигнал: мегабайты памяти заполнены. И чем? Сказать стыдно. Мало того, что я до сих пор поименно знаю всех членов Политбюро ЦК КПСС и лидеров компартий мира, цитирую отрывки из произведения Н. Островского «Как закалялась сталь», особенно часть « и чтобы, умирая, ты мог сказать...», — сколько мусора!..
Имена голливудских актеров, различного калибра «звезд», жертв светской хроники всей планеты, депутатов ВРУ различных фракций упрямо и нагло находят место в твоей голове. И тут ничего не сделаешь — пассивное восприятие информации мозгом, поставить защиту невозможно, и стены монастыря не спасут.
Хорошо все-таки проводить чистку памяти, когда на компьютерном дисплее есть перечень всех проработанных и отработанных тобой файлов и, выделив под эту процедуру немного времени, можно посидеть, проанализировать, выбрать лишнее и клавишей «Delete» уничтожить все ненужное.
С человеческой памятью значительно сложнее. Казалось бы, давно знаю, что древнеримский философ Луций Анней Сенека родился в весьма богатой семье и карьеру сделал успешную, дойдя до Римского сената, поднялся на самую высокую ступень государственных почестей — стал консулом, был опекуном и наставником самого Нерона. Словом — не бедствовал.
Ну, чтобы не все так сладко, заметим, что при жизни философа самую высокую должность в Риме занимали друг за другом пять императоров: Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон. Страшные времена: падение морали, зависть, недоверие, доносы, борьба ради присвоения чужого имущества под предлогом борьбы с сенатской оппозицией, манипулирование народом, неспособность создать коалицию (прошу прощения, это уже из другой истории).
Это уже потом, набравшись мудрости, Сенека будет оправдывать период своей роскоши: «Велик тот, кто глиняной кружкой пользуется так, словно она серебряная, но не менее велик и тот, кто серебряной кружкой пользуется так, словно она из глины. Кого одолевает богатство — того считай слабым духом».
Впоследствии, пресытившись роскошью, накупавшись в римской политической мути, Сенека резко изменит свой жизненный путь и будет искать более важное — дорогу к самому себе. Он презрит достаток, будет желать морального совершенствования, будет лелеять добропорядочность, станет мощным адептом стоической философии.
К чему я веду? К выходным, которые мне пришлось провести в обществе, где среди прочего интересного люда были три депутата ВР (украинский аналог Римского сената). Двух из них я знаю довольно давно,— неплохие были ребята. Самое смешное, что всех троих судьба разбросала по различным фракциям, и не так давно телевидение зафиксировало, как они махали друг другу руками в сессионном зале и свирепо поглядывали друг на друга.
Нет, на этот раз драки они не учинили, выходных мне не испортили. Все мирно жевали шашлыки в модном загородном ресторане, смеялись, дружески обнимались (или это только я замечаю, как любят обниматься мужчины?), не без того, чтобы поспорить, и... сделали ставки. Оказалось, это популярно — делать ставки на развитие событий в ВР и украинском правительстве. Тем для споров перечислять не буду (помните, ваш мозг их пассивно фиксирует среди остального хлама). Меня поразили сами ставки: путешествие на самый дорогой курорт для всей семьи победителя, породистый жеребец, автомобиль «Maseratti»...
Наблюдая за действием, я подумала о своей хорошей знакомой, которую 26 марта этого года разбил инсульт прямо на избирательном участке, настолько она переживала за украинский политический процесс. Мне стало грустно. Только на миг, ведь выходные — они и в Риме выходные, тем более сейчас она чувствует себя хорошо.
И вдруг меня осенила мысль: а не стоит ли открыть букмекерскую контору, где все желающие могли бы делать ставки на развитие политических событий? Кто возразит, что политика — это игра? А вырученные средства вкладывать в украинское книгопечатанье. Свежая идея, прибыльное дело. Это ирония или уже сарказм? Цинизм? И где грань?
Отрада в философии. Вот и Сенека советует избегать толпы, поскольку пороки распространяются, как зараза. А еще он советует общаться с теми, кто может сделать нас лучше. Возможно, нам по-христиански стоит пожалеть нашу зараженную депутатскую толпу. Пример Сенеки обнадеживает. Он также не сразу презрел достаток, лелеял добропорядочность и моральное совершенствование. О постыдном упадке Рима предлагаю не вспоминать. Все-таки выходные.
Разрушайте стереотипы!
Читайте философов!
Пусть будет добрым новый День!