Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Футбольный патриотизм

Немцы не могут прийти в себя после поражения
6 июля, 2006 - 20:14
ФОТО РЕЙТЕР

В Германии господствует национальный траур. Весь народ грустит из-за поражения своей сборной на Чемпионате мира. Везде раздаются одни и те же вопросы: почему мы проиграли, кто в этом виноват? Ведь на протяжении последних трех недель в прессе, на телевидении и радио все говорили об одном: немцы — лучшие футболисты и их никто не победит. «Неужели нас обманули?» — спрашивают растерянные болельщики. Никто им не отвечает честно.

А ответ заключается в том, что причиной глубокого разочарования стала высокомерность руководителей футбольных соревнований. Виноваты также средства массовой информации, которые это высокомерие поддерживали и «разжигали». В конце концов общественное мнение поверило в миф непобедимости немецкой сборной. Началось все с игры против Польши в том же Дортмунде, где тремя неделями позже немцы проиграли Италии. Укрепила этот миф о высоте немецкого футбола не совсем заслуженная победа над Аргентиной.

Сначала атмосфера Чемпионата была подобна настроению на радостном фестивале: все братались, исчезли даже намеки на предубежденность против чужестранцев, исчезли остатки ксенофобии. Но впоследствии совсем спонтанно среди болельщиков начало расти чувство патриотизма. Символом нового феномена стал немецкий черно-красно-золотой государственный флаг.

В стране, где на протяжении всех послевоенных лет государственные флаги вывешивали только на официальных учреждениях во время больших праздников, снова стало заметно проявление патриотических эмоций. Наблюдатели часто шутили на тему национальных цветов — «черно-красно-золотой» на немецком языке звучит более ритмично «шварц-рот-гольд». Этот патриотизм доходил до курьезов. Когда парламент начал распродавать старые флаги, то хозяйка одного из борделей на околице Магдебурга купила себе немецкий флаг и повесила на крыше общежития дам-проституток. Количество посетителей провинциального центра эротических забав почему-то заметно увеличилось. Хотя члены националистической Немецкой национал-демократической партии были возмущены «таким актом осквернения национальной символики».

Местные автомобили все увешаны немецкими флагами. Что-то подобное мог наблюдать Киев во времена оранжевой революции, когда сначала одиночные машины, а потом фактически все подряд запестрели одним узнаваемым цветом. С каждым днем количество автомобильных знаменосцев росла: китайские производители не успевали выполнять заказ от немецких фирм. Со временем флаги начали появляться на частных зданиях, магазинах, даже на китайских и турецких ресторанах. Правда, итальянские, французские и немногочисленные чешские, польские заведения не пошли «по течению». Они если и вывешивают флаги — то собственные.

Небывалая волна «флагового» энтузиазма вызвала широкую дискуссию о причинах и возможных последствиях такого явления. На эту тему пишут известные публицисты, свои мысли высказывают политики. До сих пор преобладал взгляд, что «флаговый» патриотизм — это положительный феномен, его нечего бояться. Главное, говорят эксперты, чтобы он не скатился до ослепленного национализма. Участники дискуссий напоминают, что после Второй мировой войны в ФРГ наблюдался дефицит патриотизма. Помня об ужасах гитлеризма, немцы боялись слова патриотизм. Как следствие образовался вакуум, который было нечем заполнить. Политики пытались распространить идею конституционного патриотизма, однако эксперимент не удался. Может, поможет футбольный подъем...

Впрочем, во время последнего матча между Италией и Германией проявились зловещие признака. Шестьдесят тысяч немецких болельщиков «поздравили» итальянскую сборную не аплодисментами, а оскорбительными криками и непрестанным свистом. (Можно было услышать оскорбительное «вы — не футболисты, а поставщики пиццы»). Итальянцам ничего не оставалось, как спокойно игнорировать вражескую атмосферу.

После поражения немецкая команда выглядела парализованной. Капитан сборной Михаэль Баллак сел на землю и начал плакать. Канцлер Ангела Меркель вместе с президентом Герстом Келлером побежали в кабину игроков, чтобы их успокоить.

А что будет с только что пробужденным немецким патриотизмом?

Богдан ОСАДЧУК, Берлин
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ