Киновидеофестиваль «Открытая ночь» занимает особое место среди ежегодных акций, которыми заполнен культурный календарь Киева. Во-первых — это действительно именно ночной просмотр, нон-стопом, десятков короткометражных лент. Во-вторых, это фестиваль именно украинского кино — что очень важно. В-третьих, уникальное место — смотровая площадка горы Уздыхальницы рядом с легендарным замком Ричарда на Андреевском спуске. Наконец, особое время — начало июля, то есть глухое межсезонье. Однако, несмотря на последнее, площадка была заполнена до отказа. Более того, нынешнюю «Ночь» посмотрели сотни зрителей по всей стране. И на то есть причины.
Конечно, интерес к этому фестивалю всегда был довольно большим. Однако в этом году «Открытая ночь» проходила в десятый раз (как «Дубль 10»), а, главное, была удачно организована. Ведь фестиваль именно в этом году получил дополнительное измерение — телеэфирное, интерактивное. Неизменному руководителю и основателю «Ночи», известному режиссеру Михаилу Ильенко, удалось договориться о трансляции всех фильмов программы в прямом эфире телеканала «УТ-1». И эта трансляция, дополненная блиц-интервью с авторами картин и телефонным голосованием зрителей за тот или иной фильм, является хорошей пиар-находкой организаторов фестиваля, настоящим прорывом к массовой аудитории.
Следует также отметить насыщенную конкурсную программу. Такого количества интересных, профессионально сделанных работ здесь еще не было. Кажется (только бы не сглазить!), постепенное оживление кинопроцесса в Украине таки имеет место и воплощается в конкретных результатах. Однако несомненными лидерами здесь стали три работы. Это — «Лиза» (режиссер Тарас Томенко), «Бархатный сезон» (режиссер Александра Хребтова), «Философия» (режиссер Алла Пасикова). Первый в категории «неигровой профессиональный фильм на видео» получил призы «Лучший фильм», «Лучший оператор» (Тарас Томенко). Второй — в категории «Игровой профессиональный фильм на кинопленке» — «Лучший фильм», «Лучший оператор» (Александр Мордерер) «Лучшая женская роль» (Лина Будник), «Лучшая мужская роль» (Анатолий Бевз). «Философию» в номинации «Студенческий игровой фильм на кинопленке» отметили как «Лучший фильм», сделанный «Лучшим режиссером» и «Лучшим сценаристом» (Елена Урсаки).
«Лиза» — это пронзительная документальная история о жизни беспризорной 11-летней девочки. Авторы не вмешиваются, просто наблюдают. Иногда трогательно, иногда жутко, — но Томенко удается в этом бесконечно одиноком, слишком взрослом для своих лет маленьком человеке обнаружить и острый ум, и искреннее, чуткое сердце, и большое чувство собственного достоинства...
«Бархатный сезон» — это небольшая и мастерская повесть о любви. Автор фильма рассказывает историю супругов преклонного возраста без лишних сантиментов, однако оставляет зрителю достаточно пространства для сочувствия. Испортив почти всю свою совместную жизнь с авторитарной родственницей, Нина (Лина Будник) и Семен (Анатолий Бевз) получают наконец шанс делать то, что им действительно хочется. Их любовь настолько велика, что им удается в определенном смысле обмануть время, и финальный эпизод, где они, вместе с одеждой сбросив все те годы, которые не принадлежали им, плывут в море, светится энергией и нежностью настоящей молодости. А в «Философии» простого сюжета, большую часть которого занимают посиделки двух провинциальных чудаков, Толи (Николай Боклан) и Вани (Роман Гаврилюк) режиссеру и сценаристу вполне хватило, чтобы описать две человеческие судьбы, за четверть часа наполнить плотью и кровью их прошлое и будущее... Главные герои очень напоминают говорливых, но искренних «сокровенных людей» Андрея Платонова, и все свои беды и радости они проживают с прямо-таки даосистской выдержкой.
В категории «Студенческий игровой фильм на видео» единоличным лидером стал «Николай и немец» (режиссер Роман Бондарчук; лучший фильм, лучший оператор Андрей Лисецкий, лучший режиссер) — картина-реконструкция воспоминаний человека, который выжил во времена оккупации благодаря совестливости одного из немецких офицеров. Как лучшего режиссера в категории «неигровой профессиональный фильм на видео» жюри отметило Сергея Марченко, автора «Поліських образків» — очаровательных зарисовок из повседневной жизни полищуков. Среди аниматоров не было равного Евгению Алехину с его чрезвычайно остроумной кукольной «Медвежьей услугой». Среди «неигровых профессиональных фильмов на пленке» две награды получил «С наилучшими пожеланиями! Энвер» (режиссер Виктория Мельникова) — биографический набросок о жизни известного музыканта Энвера Измайлова — спецприз жюри и приз за операторскую работу (Валентин Мельниченко). Специальный приз жюри в категории «Студенческий игровой фильм на кинопленке» дали интересной черно-белой картине-сновидению «Девочка и луна» (режиссер Константин Бочкарев). Среди студентов, которые снимают игровое кино на пленку, также признали лучшим оператором Василия Кулика («Гнездо», режиссер Евгений Хворостянко), а лучшим режиссером — Сергея Толкушкина, автора мини-комедии «Veni! Vidi! Vici!»
Странноватое видео «Пока варится яйцо, садится солнце» (режиссер Владимир Цивинский) было, кажется, единственным претендентом и лауреатом в номинации «Параллельное кино», а в еще более загадочной «Премьере одного кадра» победил «Встать! Ать-два!» (режиссер Александр Игнатуша). Определили победителей и в отдельном конкурсе киносценариев: первая премия — Марина Пономаренко, «Одно желание или Рождественская сказка», две вторые — братья Юрий и Евгений Голиченко, «Первое сентября игрок» и Мария Духота, «Спасатель». Одним словом, почти никто не ушел обиженным — всех снабдили цифровыми видеокамерами, фотоаппаратами, диктофонами и другими действительно необходимыми в кинематографической работе принадлежностями. И этот «оскаровский», как его характеризует сам Михаил Ильенко, принцип награждения является хотя материально небольшим, однако профессионально значимым для молодых кинематографистов. «Открытая ночь», безусловно, превращается во влиятельный фестиваль. Но, в первую очередь, благодаря тому, что в кинематографическую профессию приходит все больше свежих сил. Хочется надеяться, что этот процесс и в дальнейшем будет обоюдным.