Самая замечательная фраза, услышанная за «круглым столом» «Инвестиции в экономику Украины: состояние, проблемы, потребности», звучала так: динамика инвестиционных процессов в стране просто поражает. Между тем Украина, как известно, во все предыдущие годы своей независимости держалась как можно дальше от мирового инвестиционного процесса. В 2004 году наша страна получила негативную оценку (-9) по разнице между инвестиционным потенциалом и фактическим уровнем инвестиций, тогда как в Румынии и Словакии она составляла соответственно 46 и 21. Эта разница, как указывается в недавно обнародованных исследованиях Центра им. Разумкова, является непосредственным основанием для того, чтобы оценивать институционную способность и политическую стабильность в стране, а следовательно — эффективность политики власти и государства.
Развитые страны одаривают весь мир своими инвестициями, пожиная со временем богатые плоды и в виде доходов, и в виде совершенствования структуры экономики, которая оставляет себе самые наукоемкие отрасли и производства, перенося за рубеж трудо- и энергоемкие предприятия. И тем не менее потребители инвестиционных ресурсов, которым удалось вырваться вперед на этом рынке, также не обижены. У них растет и экономика, и благосостояние народа. Специалисты подсчитали, что в мире рост инвестиций в основной капитал дает почти такой же годовой прирост ВВП.
Сможем ли и мы уже в этом году получить какие-то плоды от растущей инвестиционной привлекательности? Собственные инвестиции в основной капитал в первом квартале этого года (более свежих данных пока нет) в Украине 16,5 миллиарда гривень против 12,6 миллиарда в прошлом году. Но самое примечательное, что темп их роста в этом году в пять раз выше, чем год тому назад. А прямые иностранные инвестиции за минувшие пять месяцев достигли $1,85 миллиарда, что в четыре раза превышает показатель января-мая минувшего года. Как показывают расчеты, в Украине дополнительный 1% экономического роста «ассоциируется» с $1 миллиардом внешних поступлений. Впрочем, эксперты пока что не дают прогнозов относительно влияния столь заметного нынешнего роста инвестиций на экономику. При таких впечатляющих финансовых поступлениях (рост в разы!) прогнозные темпы ВВП все еще остаются на уровне 2,8%. Это ли не парадокс? Инвестициям сегодня отводится в основном роль некоего амортизатора, предохраняющего страну от последствий дефицита текущего счета платежного баланса, который (дефицит) резко вырос как в связи с замедлением темпов роста экспорта, так и из- за растущего импорта, в значительной мере уберегающего нас от инфляционных процессов.
Между тем и сам по себе нынешний инвестиционный взлет нашей страны не может не вызывать определенного удивления. Ученые уже давно вывели бесспорную закономерность: чем благоприятнее условия для экономической деятельности, ниже уровень тенизации экономики и коррупции — тем более привлекательна инвестиционная и деловая среда, выше уровни конкурентоспособности и жизни граждан. Что же мы имеем в нашей стране? По индексу человеческого развития Украина на 78 месте среди 177 стран мира. По индексу конкуреноспособности она 84 я из 117стран. По индексу помощи бизнесу 124- я из 155 стран. По индексу экономической свободы мы занимаем в мире 101 из 157 мест. По индексу неприемлемости коррупции — 107 место из 159. Правда, по индексу демократии и в свете недавнего прошлого мы выглядим в принципе неплохо и «сидим» в самом центре, на 80-м из 192 мест. Тем не менее это не делает украинский инвестиционный климат вполне приемлемым.
Эксперты выделяют следующие основные риски для инвестора в Украине. Чрезмерное вмешательство государства в экономическую деятельность, вследствие чего остаются высокими регулятивные барьеры. Бюрократизация и коррумпированность государственного аппарата, преимущественно декларативный характер борьбы с коррупцией. (В исследованиях Всемирного банка утверждается, что расходы, связанные с ненадежностью инфраструктуры, проблемами с выполнением договорных обязательств, преступностью, коррупцией и государственным регулированием, могут составлять свыше 25% объемов продаж, больше чем в три раза превосходя сумму налогов, выплаченных фирмой в обычном порядке). Украина проигрывает своим конкурентам на рынке инвестиций не столько по уровню налоговой нагрузки, сколько из-за нестабильности налогового законодательства, непредсказуемости его изменений и сложностей в администрировании. Слабость и политическая заангажированность судебной системы, ее зависимость от исполнительной власти, ставят под сомнение возможность эффективной защиты частной собственности.
На упомянутом круглом столе об этом, в частности, говорил заместитель председателя Нацбанка Украины Александр Савченко. По его мнению, повышение защищенности кредиторов может стать дополнительным стимулом для роста внутренних инвестиций в экономику страны. «У нас кредиторы не защищены — надо прямо сказать. Это касается и банков. Они не защищены ни через суды, то есть можно не отдавать кредит и три-четыре года судиться; ни через исполнительную службу, ни через милицию», — сказал Савченко. Он считает, что аналогичная ситуация складывается и в вопросе защиты прав инвесторов, что является сдерживающим фактором на пути привлечения средств населения в экономику через частные пенсионные фонды, страховые компании и компании по управлению активами. «Нужно ориентировать нашу правовую систему, наши правоохранительные органы на защиту прав инвесторов — инвестор всегда прав, кредитор всегда прав», — советует банкир. В то же время он выглядит несколько удивленным притоком инвестиций в страну: «Это реальные инвестиции — без приватизации, что говорит если не об улучшении инвестиционного климата, то о повышении веры инвесторов в потенциал Украины и, возможно, даже в украинскую валюту. Потому что ждали определенных шагов от Нацбанка (девальвации гривни. — Авт. ), но не дождались и начали вкладывать в гривневые активы».
В этом плане весьма характерным является заявление торгового представителя РФ в Украине Геннадия Щербакова. «Украина является той страной, где российский капитал чувствует себя комфортно, практически так же уютно, как и в России», — признался он, убеждая, что «российские инвестиции приходят в Украину всерьез и надолго». Но дело, скорее, в том, что российский инвестор привык к примерно такому же уровню коррупции и бюрократии (но, возможно, с меньшими ставками) — поэтому ему в Украине так же комфортно, как и дома. Тем не менее российские инвестиции в Украине всего лишь на шестом месте. Это в первую очередь свидетельствует о незаинтересованности крупных российских компаний работать в нашей стране на открытом рынке.
И все же официальные инвестиционные прогнозы звучат вполне оптимистично. К примеру, в секретариате Президента Украины прогнозируют, что до конца года объем иностранных инвестиций в Украину составит $4-5 миллиардов (в 2005 г. больше $16 млрд.). Но достаточно ли такого объема, чтобы дать толчок экономике? Специалисты Центра им. Разумкова составили диаграмму, показывающую зависимость роста экономики от динамики движения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и сальдо счета текущих операций. Она очень хорошо иллюстрирует одну из самых острых для нашей страны проблем. При этом ученые делают вывод о том, что ежегодный экономический рост ниже 4-5% не является достаточным для создания полноценных рабочих мест и устойчивого долгосрочного развития страны. В то же время, по их мнению, при условии перехода к инвестиционному благоприятствованию в Украине в среднесрочной перспективе страна может вернуть себе былые экспортные позиции.
Пиком оптимизма среди высказываний участников «круглого стола» стала мысль о том, что Украине уже тесно в нынешних рамках, и нужно думать о ней как об инвесторе (пока что в страны ГУАМ). Словом, нам уже прочат роль пусть пока и небольших, но все же настоящих инвестиционных «тигров». Пример Китая, конечно, заманчив, но сколько еще нам идти в этом направлении, оптимисты не говорят. Впрочем, деятельные пессимисты также имели возможность изложить свои аргументы. В частности, вице-президент Ассоциации судостроителей Украины Виктор Лисицкий отметил, что энтузиазм инвесторов во многом зависит от того, как формируется власть в стране. По мнению эксперта, нынешний период не сулит нам в этом плане ничего хорошего, поскольку в Украине происходит «монополизация власти БЮТом». «У каких инвесторов это, а также «партизация» этим блоком базовых демократических институтов может вызвать энтузиазм?» — спрашивает Лисицкий.
Руководитель группы советников главы Нацбанка Валерий Литвицкий видит угрозу для иностранных инвестиций в Украину в другом. По его словам, «римейк тарифного дерби (повышение жилищно-коммунальных и энергетических тарифов. — Авт. ) ударит по инвестициям». Он призывает пересмотреть бюджет, не оставлять на завтра работу над бюджетом на 2007 год, уменьшить налоги, инфляцию, реформировать судебную систему, решить земельный вопрос («без земли инвестиции не пойдут»). А главное, по мнению Литвицкого, — оставить в покое собственность, полученную в ходе приватизации, и больше не пугать инвесторов реприватизацией.
С этим согласились народный депутат, многолетний в прошлом руководитель Фонда госимущества Александр Бондарь («нужно возобновить доверие инвестора к власти») и директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко. Последний вообще считает, что следует принять закон, запрещающий государству оспаривать в суде нарушения, допущенные по его (государства) собственной вине. Пока такого акта нет, говорит Рябченко, «все продажи — на крючке».