Создатели экранных искусств — кинофильмов, телевизионных программ — люди, как правило, амбициозные. И действительно — приступать к производству произведения для самой массовой аудитории, не будучи уверенным, что задумал что-то гениальное или, как минимум, шедевр, мало кто согласится. Но надлежащая оценка работы со стороны зрителей, коллег, специалистов возможна только при условии сравниваемости. И такая ситуация складывается на фестивалях, конкурсах, форумах телепрограмм и фильмов. Названия этих мероприятий могут быть разными. Но суть одна — сравнение экранных произведений и соревнование их творцов. Иван МАЩЕНКО, известный телеэксперт, исследователь истории и теории телевидения, академик Украинской и Евразийской телевизионных академий, неоднократно был членом жюри престижных телефестивалей и может, так сказать, «изнутри» оценить такие акции.
— Из истории проведения подобных массовых совместных соревнований деятелей экранных искусств хорошо известно, что первыми на творческий ринг стали кинематографисты. Это понятно, так как кино — первично в ряду экранных искусств и одна из первооснов телевидения. Так, в мире широко известна американская кинопремия «Оскар». Телетворцы долгое время не имели своих соревновательных мероприятий. Это и понятно, так как телевидение значительно моложе, чем кино. Но примечательно, что ровно сорок лет назад, в 1966 году в Советском Союзе, где на то время массовому телевидению исполнилось только десять лет, был проведен первый Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов — в Киеве. Именно столица Украины, где на то время уже 15 лет существовал телецентр, первый в союзных республиках и третий в Советском Союзе после Москвы и Ленинграда, положила начало проведения таких совместных соревнований телевизионщиков. На этом фестивале были только две номинации — документальных и игровых фильмов для малого экрана. Характерно, что когда через 20 лет в Киеве проводился девятый Всесоюзный фестиваль, то там уже было 15 номинаций. Как я уже вспомнил, этот фестиваль назывался фестивалем телевизионных фильмов, хотя соревновались, как правило, киностудии, то есть режиссеры большого кино. Но это не случайно. Потому что кино всегда занимало на телеэкране весомое место. А на то время уже все больше и больше в продукции киностудий Советского Союза начало занимать место производство фильмов на пленке для показа по телевидению по заказу Гостелерадио СССР. Характерно, что в средине 1980 хгодов больше половины мощностей всех киностудий Советского Союза (а это где-то 120—140 названий фильмов или серий сериалов) занимали произведения для малого экрана, то есть для телевидения. И по Центральному телевидению практически через день шла премьера фильма для массовой всесоюзной аудитории. Было, конечно, там много, так сказать, проходящих произведений, рядовых. Но в то же время были и действительно шедевры, которые не сходят с телеэкранов до сих пор: «Семнадцать мгновений весны», «Бумбараш», «Ирония судьбы» и целый ряд других. В том числе — и производства некоторых украинских киностудий, например, Одесской киностудии, которая многократно была призером на таких всесоюзных телефестивалях. А проводились они фактически до конца существования Советского Союза.
В независимой Украине первым фестивалем телевизионных программ стал основанный в 1993 году «Бархатный сезон», инициатором проведения которого стали супруги Иваненко — Владимир и Валерия, учредители телекомпании «Тонис». Это было действо широкого размаха, которое проводилось, как правило, на корабле. Участие в фестивальных соревнованиях принимали телекомпании целого ряда стран, очень сильное было жюри, которое возглавлял известный украинский режиссер-мультипликатор Давид Черкасский.
Своеобразным перехватыванием эстафеты стал фестиваль под несколько амбициозным названием «Золотая эра украинского телевидения». Его жюри формировалось в некоторой степени по «оскаровскому» принципу. Перед тем был проведен съезд производителей национальных программ в Доме кино, на котором избрали украинскую телеакадемию. Возглавил ее известный украинский документалист, продюсер, учредитель и совладелец телекомпании «1+1» Александр Роднянский. Упомянутый фестиваль был основан в середине 1990-х годов, состоялись четыре церемонии вручения наград, а потом все это, к сожалению, погасло. Отошли от этого дела многие деятели кино и телевидения, в том числе и Роднянский.
В 2000 году по инициативе российских и украинских художников был основан телекинофорум в Ялте под общим названием «Международный телекинофорум «Вместе». У него был патронат на довольно высоком уровне, в частности, его опекал тогдашний председатель Государственной Думы России Геннадий Селезнев. Жюри работало по двум направлениям. Кино было представлено немногими фильмами, преимущественно российскими (украинского кино, как известно, в то время практически не было). А вот в телевизионном конкурсе соревновалось много стран, было где-то 15 номинаций. Этот международный телекинофорум существует и сейчас — очередной будет проводиться в сентябре. Кстати, на базе этого международного телекинофорума проводится и несколько меньшего масштаба украинский конкурс, соорганизатором которого является Госкомтелерадио, а участие в нем принимают, как правило, государственные телекомпании.
Вообще фестивалей и конкурсов теле- и радиопрограмм разного ранга и масштаба сейчас в Украине существует где-то почти два десятка. Среди их организаторов — Национальный союз журналистов Украины, уже упомянутый Госкомтелерадио, другие структуры — например, сельскохозяйственное, милицейское ведомства. Это фестивали более узкого значения. Хотя некоторые из них выделяются — например, в Ужгороде уже много лет проводится Международный фестиваль телевизионных и радиопрограмм для национальных меньшинств «Мій рідний край».
И наконец, подходим к «Телетриумфу», который был основан в декабре 2000 года Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания как общенациональный конкурс телевизионных программ.
Это, конечно, не все телевизионные форумы, фестивали и конкурсы. Но стоит заметить, что, поскольку для создателей как фильмов для большого экрана, так и телефильмов и телепрограмм очень важным является ощущение того, в какой плоскости они находятся, как соотносятся их работы с другими, проведение таких мероприятий все-таки полезно и очень необходимо. Другое дело — объективность, требовательность, чтобы наградами этих конкурсов их обладатели действительно могли гордиться — так, как кинематографисты мира гордятся «Оскаром».