Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Унижаясь перед Путиным

26 июня, 2006 - 19:50

Владимиру Путину придется подождать еще месяц, прежде чем он сможет сыграть желанную роль хозяина встречи самых влиятельных мировых демократических лидеров на Cанкт-петербургском саммите «восьмерки». Но, похоже, российский президент уже приблизился к достижению своей основной цели, предотвратив серьезную реакцию со стороны G – 8 на автократическую внутреннюю политику и империалистическое запугивание соседей.

Пару месяцев назад западные чиновники конфиденциально обещали, что Путину не дадут стать звездой саммита и напомнят, что он не чета избранным президентам и премьер-министрам, собирающимся в Санкт-Петербург. По настоянию администрации Буша вопрос о вмешательстве России в дела Украины, Грузии и Молдовы — бывших советских республик, пытающихся закрепиться на мировой арене в качестве независимых демократических государств, — был включен в программу предварительных встреч накануне саммита. Американские дипломаты надавили на НАТО с тем, чтобы этой весной были сделаны первые шаги к членству в aльянсе Грузии и Украины.

В мае вице-президент Чейни выступил с жесткой речью, в которой выразил свои претензии к Путину: поддержка диктаторов в Беларуси и Узбекистане, использование поставок энергоносителей в качестве политического шантажа, устранение независимой оппозиции в России. Президент Буш, в принципе, согласился посетить Киев перед Санкт-Петербургом для оказания поддержки прозападным демократам Украины, оказавшимся в затруднительном положении.

Однако за последние пару недель воля Запада к противодействию Путину сникла. На встрече министров стран-членов НАТО, состоявшейся 10 дней назад, Франция и ряд других европейских правительств отвергли американские проекты «усиленного диалога» с Грузией и «плана действий» по вступлению в альянс Украины — несмотря даже на то, что поддержанные Россией демонстрации на Крымском полуострове Украины вынудили НАТО вывести американских морских пехотинцев, размещенных там для участия в учениях. Затем Белый дом сообщил об отмене визита Буша в Украину, в значительной мере из-за неспособности прозападных партий договориться о формировании нового правительства.

Между тем речь Чейни вызвала негативную реакцию не только в Москве, но и в Западной Европе, где вице-президента откровенно критиковали за провокационность. Что касается российского неоимпериализма, то чиновники администрации говорят, что они все еще стремятся к включению вопросов о Грузии и Молдове в повестку дня встречи министров иностранных дел, которая должна состояться на следующей неделе, но не ожидают успеха. «Мы зашли в тупик», — говорит Брюс Джексон, связанный с многими администрациями консерватор, возглавляющий проект по демократии переходного периода (Project on Transitional Democracies). — Россия играет более агрессивно и продуманно, и они нас обыгрывают».

Сильнейшим шагом Путина было его согласие на поддержку усилий Запада по замораживанию ядерной программы Ирана. В обмен на поддержку Россия добилась откладывания резолюции Совета Безопасности ООН, содержащей требование прекращения программы; она также отодвинула наметившийся раскол между Россией и Западом по вопросу санкций против Ирана. Пока Москва номинально проводит свою самую важную внешнеполитическую инициативу, администрация Буша не решается поднимать вопросы, затронутые Чейни, хотя чиновники утверждают, что о них не забыли.

Европейские политики не испытывают подобных угрызений совести. В Вашингтоне и Брюсселе они прямо заявляют о том, что к пагубной политике Путина нужно относиться терпимо — не только из-за Ирана, но и в связи с важной ролью России как поставщика энергоносителей. Брюссель запуган: во время встречи на черноморском курорте Сочи в конце мая Путин прямо отверг призывы Европейского Союза к России ослабить мертвую хватку, которой государство держит экспортные нефте- и газопроводы, и позволить европейцам больше инвестировать в российские месторождения. На прошлой неделе правительство подтвердило, что западным компаниям будет позволено иметь лишь миноритарные пакеты акций, причем в самых малозначительных проектах.

Непреклонность Путина породила подход, который американский чиновник определяет одним словом: «умиротворение». Высокопоставленный европейский чиновник так объяснил мне эту логику: в ближайшем будущем экономика европейских стран будет зависеть от российских энергоносителей. Но эти энергоносители будут недоступны, если в ближайшие годы Россия не осуществит огромные инвестиции и не предпочтет Европу Китаю в качестве рынка сбыта своих нефти и газа. «Это значит, что нам остается только поддерживать мощный центр в Москве, — заявил чиновник, — так, чтобы были сделаны необходимые инвестиции и поставки были для нас открыты».

При такой слабости европейцев похоже, что американские чиновники смирились с тем, что на грядущем саммите Путин будет играть роль правителя возрождающейся супердержавы. Грузины и молдаване будут смотреть на то, как западные лидеры пьют за здоровье Путина, ни словом не вспоминая о российском бойкоте на их товары и поддержке сепаратизма. Российские демократы и независимые организации гражданского общества, если им повезет, будут довольствоваться встречами в Москве с американскими чиновниками среднего звена. А наблюдатели в остальных странах мира, возможно, зададут логичный вопрос: «Восьмерка» существует для того, чтобы служить России? Или есть еще какая-то цель?»

The Washington Post, США, 19 июня
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ