У федералистских идей, «парада языковых суверенитетов» и локальных конфликтов на межнациональной почве, свидетелями которых мы сегодня являемся, есть один общий знаменатель — все они следствие неэффективности государственной этнополитики и влияния глобальных процессов, с которыми пока не научилась справляться наша государственная элита.
Это во многом прогнозируемый и закономерный кризис, к тому же не первый и, вероятно, не последний в новейшей истории Украины. Первый был «поздне-советским», носил форму конфликта этнонациональных интересов в рамках советской имперской модели и завершился развалом СССР. Второй стал «постсоветским» и выразился в болезненном поиске новой модели межнациональных отношений как внутри страны, так и с ее соседями — его мы наблюдаем сегодня. Третий же, вероятно, будет связан с включением Украины в уже новые глобальные системы.
Что касается нынешнего периода, то его можно обозначить как процесс перехода или точнее ухода от «постсоветского состояния». И это — не простой «миг между прошлым и будущим», но чрезвычайно ответственный и сложный этап. Тем более, что мы имеем дело с принципиально новой природой этнополитических кризисов, способных наслаиваться и пересекаться с другими, протекать латентно, управляться из вне и т.д. Это — кризисы, в основании, которых может быть какая угодно проблематика, но информационная и идеологическая «обертка» — именно этнополитическая. Это тот случай, когда последствия существуют автономно и являются не менее важными, чем сами причины.
Осмыслить структуру современных этнонациональных кризисов еще предстоит ученым и политикам. Однако очевидным является тот факт, что сегодня именно «Э-факторы» — экономика, энергетика, этнополитика — во взаимосвязи являются основными инструментами воздействия на Украину. К тому же они могут оказаться элементами одной геополитической комбинации: энергоресурсы как средство дестабилизации экономики; проблемы в экономике как короткий путь к росту конфликтного потенциала в обществе и политике; обострение этнонациональных противоречий как логичная и завершающая стадия дискредитации национального проекта в целом.
По моему глубокому убеждению, агрессивные этногеополитические технологии — актуальная и чрезвычайно опасная угроза не только для Украины, но и для всего постсоветского пространства. Примеры уже есть: Молдова — Приднестровье, Грузия — Абхазия. Украина — Крым/Восток?..
Для современной Украины нынешний кризис в этнополитической сфере в сочетании с существующими политическими и социальными проблемами чреват, во-первых — эскалацией внутренних противоречий и новыми локальными конфликтами на этноязыковой почве, а также формированием таких явлений, как «ксенофобия меньшинства» и «ксено-оппозиция» — когда меньшинства начинают враждебно относиться к титульной нации, когда формируется внесистемная оппозиция под лозунгами защиты от угрозы потери собственной идентичности. Нельзя не заметить, что основной пусковой механизм таких явлений в Украине уже имеется — это политические партии и движения, выражающие ксенофобию большинства, а также попустительство в этих вопросах со стороны власти.
Во-вторых, есть угроза блокирования процессов социализации этнических групп и формирования устойчивых ореолов нестабильности и ограниченной подконтрольности. Как результат — усиление «анти- ассимиляционных» тенденций, их оформление в организованные политические движения. Все это может закончиться подъемом сил, ставящих под сомнение территориальную целостность Украины и легитимность властных институтов, возникновением режима внешнего управления частями украинского общества и, в итоге, кризисом национального политического проекта. Сегодня Украина не просто не готова к подобным сценариям, но и беспомощно открыта для них.
Именно этнонациональная сфера является тем «нервом общества», который остро реагирует на ущемление административных, идеологических и социальных суставов общественного организма. Этнополитическая сфера с неразрешенными противоречиями — это «усилитель», который способен умножать масштаб и глубину существующих проблем.
Только очень сильное (эффективное, авторитарное, однородное) государство может позволить себе иногда забывать о том, что существует сфера этнополитики. И только очень недальновидная и беспечная элита может подменять этнополитику фолкполитикой, а также строить политику государства, отталкиваясь от вчерашнего, а не от завтрашнего дня, при этом часто действуя фрагментарно и конъюнктурно.
К сожалению, проблемной этнополитическую сферу делает не разнообразие этносов и исторических противоречий между ними, а дефицит позитивного мышления и неадекватная оценка возможностей этой сферы. Ведь этнонациональная сфера обладает колоссальным созидательным потенциалом, а у этногеополитики есть такая сильная сторона, как возможность расширять влияние собственной культурной системы и втягивать в ее орбиту другие. Однако для этого необходимы, опять таки, новые подходы к этнополитике.
Сегодня решение всех существующих проблем, в том числе и в обсуждаемой сфере, отдельные политики связывают с созданием так называемой широкой коалиции, которая якобы объединит разрозненные части украинского общества в неком прагматично-бесконфликтном состоянии. Какие есть основания для подобных умозаключений — судить трудно... Ведь то, что такая коалиция не станет решением для конфликтных этнонациональных вопросов — очевидно.
Более того, для этнополитической сферы этот вариант «дутой коалиции» будет, мягко говоря, неэффективным. Во-первых, это будет означать выбор в пользу консервации существующего положения вещей вместо модернизации. Во-вторых, это будет означать, что технологии шантажа власти при помощи «языковых федераций» и им подобных вопросов — эффективное оружие во внутриполитической борьбе. По прецеденту, этим оружием захотят воспользоваться многие другие. А в-третьих, это будет означать дальнейшее закрепление пресловутого и чрезвычайно опасного феномена в сознании нашей государственной элиты — «экономико-примитивизма». Дескать, ВВП, инфляция и бездефицитный бюджет — это основа, а все неэкономические противоречия выдумали политтехнологи на выборах.
Как мне кажется, наконец-то должно прийти четкое понимание: чем дороже газ, тем эффективнее должна быть политика государства в этнонациональной сфере. Конкурировать с «бензинократиями» могут только гибкие, солидарные и демократичные политические системы, которые работают на энергии доверия и взаимопонимания.