Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сфотографировать народ

Открылась выставка фотографий Штефана Мозеса
17 мая, 2006 - 19:33
ВНЕ ВРЕМЕНИ... АВТОПОРТРЕТ ШТЕФАНА МОЗЕСА. МЮНХЕН, 1998

Фотографии с 1947 года до сегодняшнего дня презентует выставка «Дойче Вита» немецкого фотографа Штефана Мозеса, открывшаяся в киевской галерее «Дім Миколи» Киевского дворца детей и юношества. Экспозиция из 55 фотографий представляет важнейшие для немецкого общества исторические десятилетия и является своеобразным смотром творчества немецкого фотографа: портреты старых и молодых, художников и представителей интеллектуальной элиты, богатых и бедных выстраивают хронику послевоенного времени страны.

Лучшие работы выставки взяты из цикла «Прощание и начало — восточнонемецкие портреты», получившего одобрение публики в 1991 году в Берлине. В целом экспозицию «киевской» выставки составляют такие части: «Немцы — Запад», «Немцы — Восток», «Великие в старости», «Зеркальные отображения», «Художники создают маски» и «Немецкое общество». В частности, цикл «Немцы — Запад» является своеобразным выходом Мозеса за границы старого стиля. Фотограф ставит людей перед нейтральным фоном светло-серой ткани и как будто вырезает их из водоворота событий для фотографии, что позволяет каждому человеку представать перед камерой уникальным. В середине 1960-х годов прошлого века Мозес начал приглашать великих современников в лес и фотографировать их там. Поэтому цикл «Великие в старости» является выходом за границы обычного окружения и четче очерчивает личности — политика Вилле Брандта, актрисы Элизабет Бергнер, кукловода Кете Крузе и так далее. Поскольку многих уже нет, а большинство из них — эмигранты, которые в свое время были изгнаны из Германии, данный цикл — стремление Мозеса изобразить целостную страну. Цикл «Зеркальные отображения» является интересным моментом созерцания самих себя в зеркале. Штефан Мозес не только давал людям возможность фотографировать себя посредством автоспуска, но и фотографировал их во время фотографирования, документируя сочетание человека с его отображением. Выставке зеркальных отображений он даже дал название «Каждый человек есть маленькое общество». Своеобразной игрой с правдой является цикл «Художники одевают маски». Приблизительно пять минут времени на перевоплощение — и Мозес документировал внезапное появление новых образов. На фото в необычных для себя ролях предстают художник Отто Дикс, композитор Борис Блахер, кинематографист Герберт Ахтернбуш и так далее.

По мнению куратора выставки доктора Матияса Гардера, Мозесу удалось сфотографировать народ: мы видим на фотографиях Мозеса таких же людей, как и каждый из нас, а рядом с ними — известные фигуры, с которыми мы можем себя идентифицировать. По словам господина Гардера, поскольку Украина сейчас находится в фазе утверждения национальной идентичности, подобные проекты должны быть очень интересными для нее. «Стефан Мозес фотографировал немцев в очень тяжелые времена для Германии — времена, когда шла речь об идентичности страны, — говорит Матияс Гардер. — Поэтому представители других стран из этих фотографий могут многое почерпнуть для себя и перенести в свои реалии».

Юлия КАЦУН, «День», фото Руслана КАНЮКИ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ