История «Kaunas JAZZ» началась одновременно с историей независимой Литвы. Нынче фестиваль прошел в 16-й раз. Масштаб, культура и качество каунасского фестиваля впечатляют. Он оброс традициями, несколькими сценами, сопутствующими акциями: показом джазовых мод, парадами уличных оркестров, рисунками детей на городском асфальте, мото- и велопробегами, фейерверками, концертами городского карильона и даже запуском на центральной площади воздушного шара с украинцем Гришей Немировским на борту.
На нынешнем фестивале выступления музыкантов проходили на семи площадках в двух городах (в последний день играли в Вильнюсе), в течение недели выступили 27 коллективов. Знают ли в Литве украинский джаз? Да. Дважды в программах феста участвовал Энвер Измайлов, а в этом году на его главную сцену поднялся наш Er.J.Orchestra с Алексеем Александровым во главе.
Открытие фестиваля произошло в городской Ратуше, стены которой украшают портреты древних литовских князей. Начало было неформальным, несмотря на вечерние туалеты: две короткие речи мэра и главного вдохновителя фестиваля, арт-директора Йонаса Йучаса быстро перешли в небольшой концерт молодых звездочек литовского джаза. В составе трио из Вильнюса играли 14—16-летние лауреаты нескольких международных фестивалей, ученики центральной музыкальной школы им. Балиса Дварионаса. Через час многие гости отправились в клуб, где послушали выступление литовско-турецко-эстонской молодежной группы...
Интересно, что джазовые факультеты в Литве существовали еще в советские времена, а сегодня — это одна из академических специальностей. О серьезном отношении общества свидетельствует солидное финансирование фестиваля: по словам Йонаса Йучаса, это около двухсот тысяч евро открытого и еще столько же «скрытого» бартерного бюджета. На главной сцене в Большом зале Университета на 750 мест (плюс почти столько же стоячих и приставных стульев) состоялось 5 концертов за 4 дня. В каждом из них участвовали по два состава (кроме одного дневного, в котором играл только квартет барабанщика из Штатов Дэйва Уэккла). Фестиваль учредил приз зрительских симпатий. Им стала красивая женская бронзовая фигурка, выполненная литовским художником Даниэлиусом Содейкой.
КАУНАССКИЙ БИГ-БЭНД
Открылся фестиваль концертом Каунасского биг-бэнда. Им дирижировал приглашенный по такому поводу пианист, композитор, лидер Нидерландского концертного Джаз-бэнда Хенк Мютгерт. Играли ярко, умело сочетая тутти и соло, напор и пианиссимо. Но звучание оркестра буквально засияло, когда в последнем номере вышел «специальный сюрприз»: аккордеонист Ришар Гальяно, сыгравший в сопровождении каунасцев танго Астора Пьяццоллы...
Гальяно —тончайший музыкант, эмоциональный, страстный. Во втором отделении играл с бельгийским контрабасистом Филиппе Аэртсом, венесуэльцем-перкуссионистом Рафаэлем Мехиасом. Потрясающе великолепен был сочетающий академическую и джазовую манеры скрипач Алексис Карденас (редкий в джазе инструмент). Этот молодой музыкант получил образование в знаменитой Джульярдской Школе Нью-Йорка. Дома, в Венесуэле он играл в престижных залах. В Париже получил первый приз в конкурсе Национальной консерватории. Музыкант, совершенно технически и эмоционально свободный, владеющий массой приемов, как классического, так и джазового интонирования, ритмически раскованный, обладающий неисчерпаемой фантазией. Он стал достойным партнером сверхзвезде джазового аккордеона.
Вспоминаю, как поразил Гальяно в Киеве (в совместном с Мишелем Порталем проекте) и теперь он восхитил всех слушателей. Его сольное исполнение «Либертанго» стало одним из музыкальных потрясений фестиваля в Каунасе. В конце выступления мастера у некоторых слушателей на глаза навернулись слезы. После концерта маэстро Гальяно признался, что «никогда не слушает себя, а воспринимает предложения, посылаемые партнерами, что всегда приводит к новым результатам».
УКРАИНСКОЕ «БАРОККО»
Следующий вечер на главной сцене выступал наш Er.J.Orchestra. Появились музыканты приветливо улыбаясь, но чувствовалось, что они волнуются. Полилась музыка, и зал, прислушиваясь, замер. Стиль коллектива отражает мировосприятие его лидера Алексея Александрова — прекрасного музыканта, композитора. Опытные концертанты, ребята быстро адаптировались. Музыка Er.J.Orchestra романтична, многотембральна и интересна. У нее собственный образно-интонационный строй, близкий европейскому средневековью с легким налетом современной модальности. Несколько новых знакомых литовцев сказали, что услышали в музыке оркестра украинские интонации. Возможно, так воспринимают слушатели свежесть, неординарность этой музыки, ее жанровую основу. Она в средневековых аллюзиях, звукоизобразительности, напевности, танцевальности и очень отличается от всего, услышанного в Каунасе. Да и в Украине музыка группы очень свежа. Главный ее стержень — доброта, свет, позитив.
Особенно понравились публике сольные выходы скрипача Виктора Крысько, флейтистки Маши Хмелевой, трубача Григория Немировского, гитариста Валерия Кошмана. Хороши были все музыканты: Игорь Лисов (бузука), Владимир Сороченко (бас-гитара), Александр Береговский (перкуссия), Алексей Фантаев (ударные) — яркие индивидуальности, большие мастера, создающие стиль оркестра. В Каунасе украинские музыканты прозвучали очень интересно, достойно...
Вслед за нашими артистами вышли американцы: трио играющего на органе Hammond Джоя ди Франческо. В 16 лет Джой стал победителем конкурса Телониуса Монка, играл с Майлзом Девисом, Джоном МакЛафлином, Кенни Гарреттом. Сейчас ему 35. Он очень полный мужчина, но большой вес нисколько не мешает ему играть, бесконечно сменяя одну фантазию другой, тонко, вычурно, выверено и бесшабашно одновременно. Он исполняет простые блюзы, но сколько выдумки, полета, разнообразия! Прекрасные партнеры во всем следуют лидеру: отлично исполнивший очень интересное классическое чуть ли не десятиминутное соло темнокожий барабанщик Байрон Лэндхем и канадский великолепный гитарист Джейк Лэнгли.
В два часа на следующий день играл квартет Дэйва Уэккла. Этот американский барабанщик — настоящий лидер и очень интересный музыкант. Войдя в зал, публика увидела выдвинутую на авансцену огромную, усложненную добрым десятком дополнительных барабанов, тарелок, хетов, педалей, окруженную лесом микрофонов установку. Все его партнеры — тенор-саксофонист Джери Мик, клавишник Стив Вейнгарт, исполнитель на электро-басу Том Кеннеди — отличные солисты, которые все же работают на звезду. Вышли веселые, приветливые, совершенно раскованные парни, какие-то по- американски спортивные и беззаботные. Играли они интересно, показав много техничности, виртуозности. Музыка простая, ясная, положительная — «happy life» по-американски. Музыканты все время общались на сцене, передавали друг другу темы, ощущения и напор. Их игра воспринималось как большой мощный поток положительной энергии, пропущенный каждым находившимся на сцене через себя и переданный в зал. Головоломные по сложности и длине пассажи басиста, точные идеальные «говорящие» паузы, несущийся поток информации, чувств, эмоций все сметал на пути. Гармония и мелодика композиций были достаточно простыми, блюзовыми, и лишь в последней теме появился восточный налет, легкая модальность, латиноамериканский ритм. Казалось, музыканты отлично понимают, что манипулируют залом, они как бы забрасывали наживку, на которую слушатели с удовольствием клевали, и посмеивались, уловив реакцию.
БЕЛОЕ И ЧЕРНОЕ
Литовский квартет (фортепиано, труба, контрабас и ударные) выступили очень технично, живо, крепко. Музыканты исполняли композиции своего лидера-пианиста Эгидиуса Буозиса. Хорош был трубач Валериус Рамошка. Он держались спокойно, а зал принимал своих музыкантов очень приветливо.
После перерыва настал час Дайаны Ривз. Ей скоро исполнится 50 лет. Крупная, статная. С годами Ривз стала еще красивее. Она — трехкратная обладательница Grammy (в 2001, 2002 и 2003 годах), лишь несколько месяцев назад вновь получила эту премию за свой альбом Good Night And Good Luck. Дайана Ривз — Почетный доктор знаменитого джазового Беркли Колледжа. Она дала новую жизнь песням Дюка Эллингтона, Питера Гэбриэла, Джони Митчелла. Вместе с Кассандрой Уилсон и Дайаной Кролл певица занимает самые высокие позиции американской шкалы популярности джазовых вокалисток. Она пела в сопровождении дуэта гитаристов — музыкантов высочайшего класса, весьма известных солистов — белого бразильеро Ромеро Любамбо и темнокожего американца с Юга Русселя Малоне. Они оба играли сольные композиции, доставив огромное наслаждение своим индивидуальным стилем и мастерством. Очень зрелые, опытные музыканты, каждый со своим темпераментом, стилистикой, прекрасным вкусом, имеющие за плечами сотрудничество со многими звездами первой величины американского джазового небосклона. Певица — настоящая суперзвезда, что не мешает ей быть очень доброжелательной, приятной, много общаться с залом и бороться за его расположение, все время находиться в контакте, буквально управлять настроением публики. На сцене Дайана держится очень величественно. Певица медленно двигается, но в каждом ее слове, повороте головы чувствуется сильнейшая энергетика. Демонстрирует виртуозность вокала: чуть не четыре октавы голосового диапазона импровизационно сочетают интонации ритм&блюза и соул. А фразы вроде «Don’t go away» она поет так выразительно и одновременно просто, что диву даешься: как забирает душу публики...
Петрас Вишняускас — частый участник фестиваля «Kaunas Jazz», который всегда преподносит слушателям интересные сюрпризы. И на этот раз литовский сопрано-саксофонист вышел в сопровождении совершенно неожиданном: два исполнителя на волынках и один — на индийском парном барабане табле. На краю сцены курились индийские благовония, медленно и тихо держали бурдонный бас волынки, пощелкивал таблист. И на европейско-индуистском фоне вел свои литовские узоры Вишняускас…
ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР
Кульминацией фестиваля стал заключительный сет кубино-американского трубача Артуро Сандоваля. Ему помогали пианист Хавьер Консепсьон, саксофонист Луис Фелипе Ламолья, бас-гитарист Армандо Гола, перкуссионист Томас Крус и барабанщик Алексис Арсе. Сандовалю 56 лет. Он довольно крупный, но подвижный и очень темпераментный. Музыкант начал карьеру трубача на Кубе, откуда родом, и где еще в подростковом возрасте он стал украшением знаменитой группы Irakere, прославившей кубинскую музыку. В 19 лет он блеснул на Ньюпортском фестивале, после чего карьера его стремительно взвилась. Он стал партнером великих: с Диззи Гиллеспи записал альбом, играл с Родом Стюартом, Фэрнком Синатрой, Глорией Эстефан, Вуди Германом, Полем Анкой, Селин Дион. Трубач получил премию Emmy за музыку для телефильма о себе (его образ воплотил голливудский кумир Энди Гарсия). В 1999-м вместе с трубачом Уинтоном Марсалисом Сандоваль записал великолепный альбом Los Elefantes.
Трубач взбудоражил Каунас не на шутку. Музыкант заводной, блестяще играющий на трубе, фортепиано, кейборде, ударных, он к тому же великолепно поет и танцует. Сандоваль в совершенстве владеет, на мой взгляд, сложнейшей стилистикой бибопа, афро-кубинскими ритмами, нежным балладным звучанием. Одну из композиций музыкант посвятил памяти выдающегося трубача ХХ века, солиста Большого театра Тимофея Докшицера. Его игра вызвала у слушателей разнообразные чувства, эмоции. Музыкант и сам наслаждался каждым звуком, общением с залом, возможностью передать свое высокое искусство публике.
КОДА
Масса интересных клубных концертов проходила в клубе Combo. Там в 23 часа начиналась ночная жизнь фестиваля. Каждый вечер на сцену клуба выходили разные коллективы. В основном молодежь, работающая на клубных сценах Европы. В частности: Quintessence (Финляндия), Tortured Soul (США), Boi Akin (Нидерланды-Индонезия- Индия), The B Bug (Греция). На площади перед главным концертным залом фестиваля на уличной сцене выступали прекрасные молодежные коллективы из разных стран. Драматургия, развитие каждого концерта тщательно планировались организаторами фестиваля. Это дало отличные результаты, и нам многому нужно учиться у друзей из Литвы.