Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неделя открытий

Завершился третий Киевский фестиваль
16 мая, 2006 - 19:02
ПОЧЕТНЫЙ ГОСТЬ КИЕВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ВЕРА ТАРИВЕРДИЕВА, ВДОВА ИЗВЕСТНОГО КОМПОЗИТОРА / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День» ДУША ФЕСТИВАЛЯ, ЕГО ОРГАНИЗАТОР — СКРИПАЧ-ВИРТУОЗ ДМИТРИЙ ТКАЧЕНКО ФОТО АЛЕКСАНДРА ЗУБКО

Душой, идейным вдохновителем и художественным руководителем фестиваля является наш соотечественник — прекрасный скрипач, лауреат нескольких престижных международных конкурсов Дмитрий Ткаченко. Административная работа и кропотливый труд, связанные с организацией феста, не мешают музыканту радовать почитателей своего таланта активной концертной деятельностью. Помимо гастролей во всем мире от Японии и Европы до США, где скрипач без устали пропагандирует украинскую музыку и осуществляет премьеры произведений украинских авторов, только в рамках третьего фестиваля Дмитрий Ткаченко традиционно принял непосредственное участие в нескольких концертных программах. Дмитрий получил великолепное образование: окончил специальную музыкальную школу им. Н. Лысенко и НМАУ (педагоги — Богодар Которович и Ярослава Ривняк), затем был приглашен в класс Ифра Нимана в Гилдхоллскую музыкальную академию (Лондон). Сейчас стажируется с Давидом Такено и Криштофом Сметаной. В Украине Дмитрий Ткаченко выступал в самых престижных концертных залах и с большинством наиболее крупных оркестров, в частности с Национальным симфоническим оркестром и Симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины.

Главной задачей фестиваля его организаторы называют популяризацию и поддержку украинских композиторов и их творчества не только на родине, но и за рубежом. А взаимовыгодное и интересное для всех его участников музыкальное сотрудничество помогает найти точки соприкосновения и то, в чем они неповторимо самобытны. Фестиваль открылся Концертом для фортепиано с оркестром №1 ре-минор op. 15 Иоганнеса Брамса. Его исполнила Валерия Кучеренко в сопровождении Национального симфонического оркестра Украины (дирижер — Виктор Плоскина). Также прозвучали «Картинки с выставки» М. Мусоргского для симфонического оркестра в оркестровке С. Горчакова. Затем прозвучали произведения Моцарта, Скорика, Берга и Бриттена. В концерте принимали участие: Дмитрий Ткаченко (скрипка) и Симфонический оркестр Национальной филармонии, дирижер Николай Дядюра. Надо сказать, что столь разные произведения в сочетании составляют весьма органичную программу. Так, увертюру к опере «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта оттенял Карпатский концерт для симфонического оркестра Мирослава Скорика, концерт для скрипки с оркестром Альбана Берга под названием Dem Andenken eіnes Engels («Памяти ангела») сменялся музыкой Бенджамина Бриттена «Путеводитель оркестром (Young Person’s Guіde to the Orchestra)» — вариации и фуга на тему Перселла op. 34.

В рамках фестиваля состоялся концерт «Время Камераты». Солировали Богдана Пивненко (скрипка), Богдана Стельмашенко (флейта), Дмитрий Таванец (фортепиано) и Олесь Ясько (скрипка) в сопровождении ансамбля «Киевская камерата» (дирижер — Валерий Матюхин), который исполнял музыку Е. Станковича, А. Пярта, и произведение З. Алмаши, созданное в 2006 году, — «Исследование для двух скрипок и струнных».

В Малом зале НМАУ состоялся концерт британского пианиста Стивена Гутмана. Ныне он много концертирует, осуществляет аудио-записи, ведет специальный курс современного фортепиано в Гилдхоллской академии музыки и драмы в Лондоне. Манеру игры С. Гутмана, как и его преподавательскую манеру, выделяет экспрессия, темперамент, качество фортепьянного звука и внимание к деталям. Произведения современных украинских авторов он исполнял с величайшей точностью, глубоко анализируя и тщательно выполняя все композиторские указания. Многие английские композиторы писали для него и посвящали ему свои произведения. Украинская публика имела возможность познакомиться с самобытным дарованием этого незаурядного пианиста, а украинские композиторы (Олег Безбородько, Евгений Брага, Марина Денисенко, Николай Ковалинас, Геннадий Ляшенко, Иван Тараненко, Виктор Теличко, Виктор Янцо) специально для этого концерта создали остроумные и оригинальные фортепьянные версии украинских народных песен, которые имели большой успех у публики. Кроме того, в программу концерта вошли произведения Берга, Сильвестрова, Типпетта. На этом вечере среди других авторов присутствовал всемирно известный украинский композитор Валентин Сильвестров, недоступность которого для посторонних уже вошла в легенду.

Яркой фестивальной страницей стал концерт «Киевских солистов» (дирижер Богодар Которович, скрипачка Мирослава Которович и пианист Олег Безбородько. В программе концерта был исполнен Дивертисмент для струнных и двух валторн В. А. Моцарта (в редакции Карло Цекки с солирующей скрипкой) и музыка Бенджамина Бриттена — Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра, а также Young Apollo («Юный Аполлон») для фортепиано и струнного оркестра.

ТАРИВЕРДИЕВ И ЧЕРНОБЫЛЬ

Концерт-закрытие фестиваля прошло под названием Quo vadіs и был посвящен двум датам: 20 летию Чернобыльской трагедии и 75-годовщине рождения известного композитора Микаэла Таривердиева. Прозвучала Симфония для органа «Чернобыль» и впервые исполненный в Украине Концерт в романтическом стиле для альта и струнных. Прославленный композитор, автор музыки к 132 фильмам, среди которых легендарные «17 мгновений весны» и «Ирония судьбы», а также создатель опер и балетов, камерно-вокальной музыки, произведений для органа и других инструментов, на этот раз предстал перед киевской публикой не совсем с привычной стороны. Музыка симфонии «Чернобыль» с первых секунд овладевает душой слушателя. Самобытный музыкальный язык, многие черты которого вызывают аллюзии к традициям старых мастеров (на такую мысль наталкивает даже сам выбор инструмента), на сей раз служит выражению самых тягостных и скорбных чувств — предощущение смерти; магия звука и одухотворенная тишина перемещают в другое измерение, провоцируют на раздумья о ценности жизни. И все же главное сокровище таривердиевского дарования — мелодия, тематическое разнообразие — присутствуют и здесь, хотя в этой музыке, как и в Чернобыле, казалось бы, не остается места чему-либо живому, человеческому. Симфонию исполняет лишь один солист, тем не менее, по смысловому наполнению, содержательности, полноте звучания и богатству тембров — это полноценная симфония. Световые эффекты, сопровождавшие исполнение, усиливали это предчувствие конца света: светильники мерцали, пока окончательно не погасли...

Концертную программу Quo vadіs, или «Камо грядеши» представила киевской публике вдова композитора Вера Таривердиева. По ее словам, эта программа существует и исполняется в разных вариантах, однако ее смысловым центром неизменно остается симфония «Чернобыль». Сочетание симфонии с Концертом для альта В. Таривердиева считает органичным: концерт словно продолжает повествование, начатое в симфонии.

Вера Гориславовна рассказала: «Основное направление деятельности фонда — это Международный конкурс органистов им. М. Таривердиева. Он проходит каждые два года в Калининграде, а с прошлого года расширил свою географию (это был четвертый конкурс): первый тур прошел в Гамбурге и Москве, а второй и третий — в Калининграде. Надеюсь, что когда-нибудь присоединится и Киев. Ваш город очень любил Микаэл Леонович. Его потрясла авария на Чернобыльской АЭС, это можно услышать в его музыке. Мне приятно, что киевляне не забывают его творчество. М. Таривердиев много гастролировал в Украине, бывал здесь с разными программами — в Киеве, Харькове, Донецке. Очень важным для него стало исполнение «Чернобыля» в 1988 году. Эта музыка «пробивает» всех и везде... Творчество М. Таривердиева можно разделить на две сферы — музыка для кино и произведения академического направления. Сам композитор никогда не разграничивал свою музыку. Он переживал, когда на него навешивали ярлык кинокомпозитора. Когда мы записывали саундтрек из популярного фильма «17 мгновений весны», а это 4,5 часа музыки подряд, то поразились потрясающему симфоническому размаху этой работы и яркости тем. Естественно, кино диктовало свои законы, но М. Таривердиев относился к своим кинопроизведениям очень серьезно. Не секрет, что не только для него, но и для многих коллег-музыкантов кинематограф был прибежищем. Ни об одном произведении, написанном для кино Микаэлем Леоновичем, никто не мог сказать, что композитор сфальшивил, схалтурил. Сейчас даже легендарный Пендерецкий (известный польский композитор) пишет мелодии к фильмам. Хотя было время, когда работать в кино считалось неприличным в определенных композиторских кругах. Я считаю, что умение писать мелодии — Божий дар, как и владение драматургией. Например, Микаэл Леонович потрясающе владел этими редкими качествами. Кстати, его впечатления от Чернобыльской трагедии повлияли и на музыку к фильмам. Он создал музыку к документальным фильмам о Чернобыле, затем родилась потрясающая тема «Реквиема» — его последнего произведения... М. Таривердиев говорил: «Мне нравится музыка, которая обращается к душе, к Богу...» Должно быть, именно поэтому она была услышана и понята людьми.

МАСТЕР-КЛАСС

Просветительское направление деятельности фестиваля состоялось в посольстве Королевства Нидерландов в Украине, когда был объявлен победитель премии Johanna Hondіus Prіze.

Международная премия самому заметному педагогу-музыканту — Johanna Hondіus Prіze — посвящена памяти выдающегося преподавателя фортепиано Йоганны Гондиус (1926 — 2001 гг.). Победителя избрало жюри, состоящее из трех членов: два представителя Украины — ректор НМАУ Владимир Рожок и композитор Евгений Станкович, а также представитель фундации Hondіus Каролина Гондиус (племянницы Йоганны Гондиус). В этом году премию завоевала ведущая украинская преподавательница скрипки, заслуженная артистка Украины Ярослава Ривняк. Уроженка Тернополя, после окончания прославленной Московской консерватории Я. Ривняк объединяла исполнительскую деятельность с преподавательской в Киевской специальной музыкальной школе им. Н. Лысенко, а затем и в Национальной музыкальной академии Украины. За несколько десятилетий творческой деятельности в этих двух наиболее престижных учебных заведениях Ярослава Григорьевна воспитала множество великолепных музыкантов, известных не только на Украине, но и во всем мире. На церемонии вручения премии с большим успехом выступили ее нынешние ученики.

Запомнился молодым музыкантам мастер-класс, который дал пианист Стивен Гутман (Великобритания) в Хоровом зале НМАУ. Этот незаурядный пианист доказал, что нотный текст требует бережного и внимательного отношения, т.к. помогает точно раскрыть замысел композитора.

В этом году в рамках фестиваля состоялась консультация скрипичного мастера Флориана Леонарда (Германия — Великобритания) — одного из выдающихся экспертов по итальянским струнным инструментам, консультанта многих ведущих солистов и оркестров Великобритании, Нидерландов, Израиля и США.

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ