Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

20 фактов из истории одного из самых престижных кинофорумов

15 мая, 2006 - 19:23

Несостоявшийся фестиваль 1939 года. Каннский кинофестиваль должен был стать альтернативой Венецианскому, находившемуся под фашистским влиянием. О его проведении было объявлено в июне 1939 года, а открытие намечено на 1 сентября. Мероприятия, по замыслу организаторов, должны были проводиться в течение 20 дней (с 1 по 20 сентября). Из Америки направились звезды первой величины: Дуглас Фэрбэнкс, Гэри Купер, Пол Муни, Норма Ширер, Мэй Вест. Но уже в августе, будучи на борту трансатлантического лайнера, они получили известие о том, что «фестиваль откладывается, пока обстоятельства не позволят его провести». 1 сентября Гитлер напал на Польшу. Началась Вторая мировая война. Фестивалю так и не суждено было открыться. Однако организаторы делали все возможное, чтобы укрепить публику в уверенности, что он состоится. Был даже показан один фильм из внеконкурсной программы — «Собор Парижской Богоматери» режиссера Уильяма Дитерли (США, 1939 г.). В конкурсе должны были принять участие шесть стран, представив 17 полнометражных и 12 короткометражных картин.

Первый международный фестиваль в Каннах состоялся в 1946 году. Принял более 50 гостей, которые привезли с собой более 46 полнометражных фильмов и 68 короткометражек. Официально было аккредитовано 300 гостей. Не было ни одного зрителя, который занял бы место, указанное в пригласительном билете. Каждое свободное кресло становилось предметом ожесточенной борьбы, доходящей порой до драк.

20 мая 1947 года началось строительство Дворца фестивалей, которое закончилось 12 сентября. После первого же шторма крыша нового здания рухнула.

В этом же году впервые состоялись три конкурса красоты: «Мисс Канны», «Мисс фестиваль» и «Мисс Пальмовый пляж».

В 1951 году впервые фестиваль проводится весной. Нашествие старлеток, готовых на все: купаться в вечернем платье, позировать обнаженными на блюде с фруктами, въезжать в «Карлтон» на лошади...

Возвращение на фестивальную орбиту в 51-м Советского Союза сопровождал скандал. Министерство иностранных дел Франции запретило показ документального фильма Сергея Герасимова «Освобожденный Китай», который был принят в конкурс отборочной комиссией. Французские власти высказали опасение, что картина может оскорбить правительство Чан Кайши. Единственный сеанс фильма был проведен для 50 журналистов в зале, окруженном полицией. В знак протеста СССР отказался от участия в фестивалях 1952 и 1953 годов.

1953-й . Проблемы с Бунюэлем. У члена жюри нет смокинга. Срочно требуется портной. Для сна гению кино необходима доска под матрацем. Срочно требуется столяр. В результате режиссер спит в роскошном номере «Карлтона» на полу.

1953-й . Голливуд делегировал на фестиваль первые широкоформатные фильмы.

1956-й. Жак-Ив Кусто получил «Золотую Пальму» за «Мир тишины», но никто не обратил внимание на молодого человека, ассистировавшего знаменитому ученому. Его звали Луи Малль. В этом же году в регламент фестиваля внесено изменение, согласно которому утверждалось равенство между странами, присылающими фильмы на конкурс. Ранее количество представляемых лент зависело от общего числа фильмов, производимых в стране.

1957-й. Второй год подряд некто по имени Франсуа Трюффо публикует разгромные статьи о фестивале, который вскоре наградит «писаку» призом за лучшую режиссуру («Четыреста ударов», 1959 г.).

1958-й. В дни фестиваля наибольшим успехом пользуются фильмы, на него не попавшие. Это «Красавчик Серж» бывшего журналиста Клода Шаброля и «Лифт на эшафот» Луи Малля, с которых ведет отсчет французская «новая волна».

1964-й . Ретроспектива Анджея Вайды знаменует начало моды на польское кино.

1966-й. Французский продюсер русского происхождения, глядя на плакат фильма Сергея Юткевича «Ленин в Польше», воскликнул: «Ведь мы же сбежали от него 40 лет назад, но он настиг нас и здесь!»

1966-й. Бессменный директор Парижской синематеки Анри Ланглуа устроил во Дворце фестивалей первую в истории Канн выставку — «70 лет мирового киноискусства». В экспозиции представлены старинные «стробоскопы» и раскрашенные увеличенные кадры из утерянных феерий Мельеса, рукописи Гриффита и рисунки Эйзенштейна и Козинцева, подлинная шляпа Бастера Китона и многие другие редкости из коллекции синематеки.

1968-й. В Париже — всеобщая забастовка. Улицы покрылись баррикадами. Отключено электричество. Руководство Канн делает все возможное, чтобы превратить фестиваль в зону, отгороженную от всего остального мира, кроме мира кино. Тем не менее на бульваре Сен-Мишель появляются баррикады по примеру парижских. Многие из Круазетт не понимали, что происходит. Фестиваль открылся торжественным показом «Унесенных ветром» и пытался работать в нормальном ритме. Волнения в городе привели к тому, что были раскуплены все транзисторные приемники, т.к. телефонная связь с Парижем была безнадежно занята. Любого, кто узнавал какие-либо новости, мгновенно окружала толпа любопытных. После того, как во время показа фильма Карлоса Сауры «Замороженная мятная лепешка» в зал ворвались представители «новой волны» и задернули занавес, фестивальные просмотры было решено прервать. За пять дней до официального закрытия, 19 мая в 12 часов дня, жюри объявило о прекращении работы фестиваля. Некоторые авторитетные гости форума пытались обращаться с демагогическими речами к студентам, заполнившим пространство перед Дворцом на Круазетт. Они призывали: «Власть — молодежи!» В то же время сама молодежь выдвинула другой лозунг: «Власть — людям с воображением!»

1970-й. «Госпиталь» Олтмана взорвал фестиваль изнутри, окончательно превратив его во второй Вудсток. Журналисты окрестили атмосферу вокруг фильма «оскарнавалом». Главным противником награждения этой картины «Пальмой» был президент жюри Мигель Анхель Астуриас. Однако он ничего не смог поделать с толпами восторженных поклонников Олтмана, вышедших на Круазетт в обрезанных ножницами джинсах.

1975-й. Накануне открытия фестиваля террористы взрывают бомбу, слегка повредив дворец. Ответственность за эту акцию взял на себя «Комитет народной борьбы против растления народа».

1986-й . Роман Полянский прибывает в Канны на настоящем пиратском паруснике, который он купил себе для съемок своей заветной мечты — авантюрной комедии «Пираты», открывающей фестиваль. Увы, фильм провалился, и режиссер подарил корабль городу.

1994-й. Триумфатор Квентин Тарантино на финальной пресс-конференции попадает под шквальный огонь острых журналистских вопросов. Через несколько часов, не выдержав напряжения, измочаленный режиссер отвечает на очередной, совершенно безобидный вопрос непроизвольным восклицанием: «Fuck you!» Репортеры, и глазом не моргнув, продолжают экзекуцию. Следующий вопрос: «Считаете ли вы «Криминальное чтиво» политически корректным фильмом?» Ответ режиссера: «Fuck the politikal correct!» На этом пресс-конференция завершается.

1995-й. Лауреат режиссерской премии Матье Кассовитц в течение всего фестиваля не расставался с троицей актеров-профессионалов, красующихся на плакате его картины «Ненависть». Творческая группа жила в одном отеле, но из-за внешнего вида лицедеев, наряженных в костюмы из фильма, нередко возникали недоразумения. Стиль парижской шпаны пришелся настолько не по нраву гостиничной администрации, что в течение нескольких часов актеров отказывались впустить в отель, принимая их за настоящих хулиганов. Не помогали и объяснения одетого с иголочки режиссера, что эпатажные наряды — всего лишь рекламная акция.
По материалам книги «История Каннского фестиваля» А. Дунаевского, Д. Генералова, Винница, издательство «Аквилон»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ