Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Счастливое тринадцатое

Музей Михаила Булгакова подтверждает свой статус важного культурного центра столицы
15 мая, 2006 - 19:22
КИРА ПИТОЕВА РАССКАЗЫВАЕТ О «ТРУДАХ И ДНЯХ» СЕМЬИ БУЛГАКОВЫХ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ

Киев продолжает приобретать признаки по- настоящему европейского города. Ярким проявлением этого является новая традиция, основанная Домом-музеем Михаила Булгакова на Андреевском спуске.

«Журфиксы в Доме Булгакова» по задумке их авторов — это своего рода салонные вечера с музыкой, мини-экскурсиями по музею и поистине творческим общением. «Журфикс» переводится приблизительно как «фиксированный день». Понятно, что для музея этим днем является 13-е число каждого месяца, что соответствует номеру самого дома на Андреевском спуске. Не менее важно и то, что это, фактически, — возрождение старинного обычая еще дореволюционных музыкально-творческих салонов, всех тех знаменитых «четвергов» или «вторников», которыми снискали себе славу лучшие дома империи.

Более того, журфиксы были не просто формой изысканного досуга, как могло бы показаться на первый взгляд, но еще и чем-то наподобие лабораторий, дружеских семинаров, где оттачивались поэтические, музыкальные, театральные таланты... Таким образом, начинание Дома на Андреевском настолько же уникально, насколько и необходимо для культурного пространства столицы, где ощущается острая нехватка именно новых, оригинальных идей и способов их воплощения.

13 мая состоялся уже второй журфикс — «Музыкальный салон с Евгением Громовым». Концерту предшествовала экскурсия, которая под руководством автора постоянной экспозиции и соосновательницы музея Киры Питоевой превратилась в небольшое путешествие как по сюжету булгаковского романа, так и по реалиям сложной биографии Булгакова. Это действительно удивительный момент: можно множество раз ходить по этим комнатам, слушать эти слова, но атмосфера самого Дома такова, что все равно захватывает — как в первый раз.

Что же касается второй части вечера, то программу выступления Евгения Громова, одного из самых интересных украинских пианистов, составили пьесы двух ведущих киевских композиторов разных поколений — Валентина Сильвестрова и Святослава Лунева. Ни первый, ни второй в лишних рекомендациях не нуждаются. Имя Сильвестрова известно далеко за пределами Украины уже в течение трех десятилетий; а уровень и оригинальность творчества Лунева (большое интервью с ним «День» опубликовал 7 апреля н. г.) позволяет утверждать, что в этом случае широкое признание — лишь дело времени. Элегическая, в лучшем смысле сентиментальная «Устная музыка» Сильвестрова (четыре пьесы, посвященные знакомым женщинам-музыковедам) контрастировала с философской напряженностью и эстетической многослойностью «Мардонгов» Лунева (тоже своего рода посвящения известным личностям). Так или иначе, опусы этих довольно разных композиторов взаимодополнились, образовав единое целое с прекрасным вечером.

А следующий журфикс обещает быть еще более интересным. 13 июня в Булгаковском доме состоится концерт произведений киевского композитора Вики Полевой. Однако более всего интригует обещанная премьера «Звуков дома» — специальной атмосферной музыки, созданной Полевой именно для погружения в пространство Дома, причем для каждой отдельной комнаты, части музея будет звучать своя тема...

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ