Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

11 мая, 2006 - 19:20
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

КАКОЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ ЭКСПОНАТ, СВЯЗАННЫЙ С ИСТОРИЕЙ УКРАИНСКОГО ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ, ВЫ ХОТЕЛИ БЫ УВИДЕТЬ В ИНТЕРНЕТ-МУЗЕЕ ТВ И РАДИО?

Иван МАЩЕНКО , эксперт по вопросам телевидения и радиовещания:

— В 80-х годах прошлого века, работая генеральным директором Украинского телевидения, я был организатором и инициатором создания в здании Гостелерадио на Крещатике, 26 импровизированного музея телевидения и радиовещания. Тогда в том музее был, например, телевизор «КВН-49» (причем действующий) — первый советский телевизор массового производства. Были, конечно, и фотографии из разных телепередач, и вырезки из газет, и такие экспонаты, как подарки зрителей и слушателей. У меня некоторые вещи даже хранятся до сих пор, потому что надеюсь, что когда-то мы снова создадим такой музей. А потом начался перманентный ремонт и все сошло на ноль... Но помню, что в том музее была микрофонная папка с завизированными текстами первой телепередачи, вышедшей в эфир в 1951 году в Киеве. Интересно было бы посмотреть ее содержимое.

Одним из уникальных экспонатов такого музея считаю информацию о телефоте — первом в мире аппарате передачи изображения электронным способом, разработаном, сконструированом и испытаном нашим известным соотечественником Борисом Павловичем Грабовским. Так в 1928 году в Ташкенте впервые в мире в естественных условиях с помощью электронного метода транслировалось движущееся изображение. А Грабовский впоследствии был признан изобретателем электронного телевидения.

Другими экспонатами могли бы быть, например, рассказы о становлении украинского радио и телевидения. Это и появление 16 ноября 1924 года первой радиопередачи в Харькове. Это и экспонаты, связанные со строительством нового телецентра — 380-метровой телебашни на Сырце, входящей в десятку самых высоких сооружений мира такого типа. К тому же, у многих современных телекомпаний есть свои мини-музеи. Они также могли бы представлять интерес для зрителей.

Хорошо было бы создать и видео-фонотеку передач разных студий и телекомпаний. Когда-то англичане (а потом и французы) представили события одного дня сквозь призму телекомпаний около 60 стран мира. Было бы интересно сделать подобную подборку видеовыпусков новостей всех телекомпаний Украины. Иметь такие наглядные «пособия» было бы очень полезно.

Татьяна ЦИМБАЛ , народная артистка Украины, телеведущая:

— В таком музее, в первую очередь, должна быть представлена история телевидения. Потому что, оказывается, она сегодня осталась разве что в памяти. Даже мало того, что осталось на пленке. Среди многих историй я всегда рассказываю историю первого выхода камеры на улицу. Эту историю мне рассказали люди, которые сегодня еще живут и работают, — первопроходцы украинского телевидения. Даже в Москве еще не практиковались прямые репортажи с улицы, а в Киеве смогли показать демонстрацию трудящихся на Крещатике. Поскольку телевизионный центр находился на Крещатике, то наши телевизионщики придумали просто взять и вывезти камеру на улицу. Это была своего рода революция. Они, кстати, такие же выдумщики и до сих пор! Многих из них уже нет, но если бы можно было показать их телевизионными романтиками, которыми они были, для меня это было бы очень трогательно и интересно. Хотелось бы, чтобы выходили книги. У Ивана Гаврииловича Мащенко есть несколько книг об истории украинского телевидения, но там больше материала, посвященного датам и событиям. А хотелось бы еще и книг, где история телевидения была бы представлена сквозь творчески-эмоциональную сферу, характеристики творческих людей, содававших телевизионное искусство. Например, известный телепублицист, тележурналист, автор многих документальных фильмов и книг Георгий Иванович Зубков, который одиннадцать лет был специальным корреспондентом советского телевидения в странах Бенилюкса и Франции, также часто напоминает своим молодым воспитанникам, что они не ходили прославлять Брежнева, а ходили делать новое искусство. Поэтому хочется больше знать о людях, которые разрабатывали, фантазировали, как с помощью электронных средств делать не кино или театр, не то, что существовало раньше, а новое искусство со своими средствами выразительности.

Для меня лично чрезвычайно волнующим был момент, когда я впервые попала в Чернобыль. Для меня это была определенная переоценка ценностей. Потому что нужно было не просто сделать передачу, а каждый раз искать новый жанр. Даже тогда, когда ты приезжал туда с артистами и песнями, — это не был концерт. Каждый раз нужно было искать дистанцию, чтобы нигде не ошибиться в настроениях и подаче, общей ноте этого общения. Поэтому творческая сторона телевидения интересовала меня всегда и интересует сейчас. Но россияне создали этот виртуальный музей, также, как они создали и канал «Культура», и каналы «Ностальгия» и «Ретро», а мы — нет. Я, например, с удовольствием смотрю программы упомянутых выше каналов как старые хорошие фильмы. Значит, это — искусство. Значит, телевидению это подвластно. Талантливый критик и журналист Владимир Саппак когда-то писал: «Хватит размышлять там, где можно ощущать». Действительно, были такие моменты, когда мы ощущали катарсис у экранов телевизора. А мы, к сожалению, не очень любим помнить и часто забываем, что сами очень интересны и самодостаточны. Если бы мы уважали свое, ценили и не забывали, то и приобретали бы.

Еще один интересный «экспонат» — фильм, снятый в 1985 году нашим корифеем, любимцем всех телевизионщиков Виктором Борисовичем Кисиным вместе с политическим аналитиком и комментатором 80-х годов Владимиром Дунаевым, работавшим в США специальным корреспондентом советского телевидения. Фильм назывался «Последний довод королей». Это был очень интересный прогноз. Мы вспоминали о нем во время американско-иракского конфликта. Но самое интересное было то, что Виктор Борисович снимал его в Киеве, а зрители побывали в Овальном кабинете Белого дома — не нарисованном, а настоящем. Все было сделано благодаря образным средствам телевидения и телевизионным спецэффектам.

Кстати, в Киеве родился и знаменитый «Ежик в тумане», который в 2003 году был признан лучшим мультфильмом всех времен и народов. А именно — в программе «Спокойной ночи, малыши!», где была серия «Сказки ежика». Поэтому у нас есть столько экспонатов, что можно поспорить еще не с одним музеем.

Юрий МАКАРОВ , тележурналист («Студия «1+1»):

— Мне интересна история украинского радио, поскольку, чтобы как-то приобщиться к местным контекстам, всегда пользовался радиоинформацией. Я, как и большинство людей моего поколения, рос «под радиоточку»: день начинался с известного «Говорит Киев». Мне было бы интересно посмотреть, как выглядели аппаратные, возможно, люди, создававшие телевидение. Поскольку в то время почти все передачи шли в прямом эфире, изредка что-то снималось на кинопленку, если сохранились какие-то записи бывших программ, с интересом бы их посмотрел или почитал. Думаю, это — самое интересное. Даже просто лица людей, которые когда-то были на телеэкране, — это отдельный кайф. Я уже не говорю о манерах. Выражение лица — уже само по себе — документ эпохи.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ