Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Где искать прах Богдана Хмельницкого?

26 апреля, 2006 - 18:50
ТАРАС ШЕВЧЕНКО. «СМЕРТЬ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО». ТУШЬ. 1836—1837 гг.

История Украины переполнена примерами уничтожения и осквернения могил ее героев. Ведь для врагов и прах героя таит опасность. Стоит только вспомнить П. Дорошенко, И. Мазепу, Б. Хмельницкого. Бесспорно, одна из наибольших загадок истории связана с прахом творца и реализатора идеи украинской государственности — Богдана Хмельницкого. Окружены легендами не только жизнь, но и обстоятельства смерти, захоронение и дальнейшая судьба его праха.

Как известно, в историографии бытует мнение об уничтожении останков гетмана в 1664 году отрядом поляков во главе со Стефаном Чарнецким.

Рядом с нею утверждаются и ряд альтернативных гипотез. Скажем, по мнению М. Грушевского, тело гетмана держали в родовом склепе Михайловской церкви в Суботове, а в Ильинской церкви был положен другой покойник. Судить о правдивости этой версии не беремся. По другому предположению, после польского набега в 1664 г., останки обесчещенного праха крестьяне собрали и похоронили на церковном дворе или кладбище при Ильинской церкви.

Наиболее популярной становится гипотеза, согласно которой прах Хмельницкого верные казаки похитили из могилы в Ильинской церкви и где-то тайно перезахоронили. Здесь проводится аналогия с событиями вокруг праха запорожского кошевого И. Сирко, тело которого 104 года хранилось на дворе, в риге казаков Нелип. Предположение о перезахоронении праха вызывает наш интерес к этой теме, ведь появляется надежда найти останки знаменитого Богдана.

Существование такой легенды подкрепляется рядом предпосылок, хотя стоит учитывать и глубоко подсознательное нежелание осознать сам факт надругательства над прахом «батька Хмеля». Поэтому у этой теории есть свои аргументы:

1) В результате последних (!) раскопок, проведенных в стенах Ильинской церкви в начале 1970-х гг. учеными Института археологии АН УССР Р.О. Юрой и П.А. Горишным, обнаружены останки гроба и пролом в фундаменте напротив погребения.

2) На Чигиринщине зафиксирован ряд рассказов о загадочных погребениях.

Если пролом в стене является бесспорным фактом, то рассказы о погребении гипотетически могут нести информацию о реальном месте перезахоронения. Как допускает знаток известного храма, историк, директор музея с. Суботов В. Гугля, прах мог быть похоронен или где-то поблизости, или на каком-то частном дворе Суботова, или даже в Холодном Яру или даже на Запорожье. Получила распространение и версия о перезахоронении гетмана в подземельях Замковой горы в г. Чигирине. Ни одно из этих предположений мы не можем пока что отбросить.

Теоретически исследование должно строиться на поисках письменных свидетельств и ... исследовании местных легенд и рассказов (несмотря даже на, казалось бы, их абсурдность!). Ведь они, из-за отсутствия собственной истории, могли фиксировать пропущенные промосковской историографией страницы прошлого.

Разыскивая прах гетмана, обратим внимание на свидетельство владыки Софрония, который, в свое время будучи священником православной церкви в с. Полудневка (вблизи с. Суботов), вспоминает, как одна старушка говорила, что она — единственная представительница рода местных священников, которых уничтожили «советы» и должна рассказать что-то важное. Но в тот момент, когда женщина решилась на рассказ, отец Софроний, по семейным обстоятельствам, не появился в своем приходе. Когда он приехал, то застал бабушку мертвой. Владыка уверен, что она должна была ему открыть тайну погребения гетмана, которую передавали от отца к сыну местные священники, предок которых должен выполнять сакральные действия при перезахоронении тела.

Возможно, прах был похоронен где-то на территории Черного леса. Но, вероятно, не на пустом месте. Должна быть привязка к местности, скажем, к кургану. Одним из таких мест могла служить так называемая Семидубовая гора, тогда окруженная реликтовыми лесами.

Она расположена в соседнем с Полудневкой с. Ивковцы, где из поколения в поколение передается красивая легенда о Семидубовой горе. Эта гора расположена на юго-западной окраине и имеет вид огромной могилы правильной формы (если это курган — то, вероятно, один из самых больших). Из легенд можно сделать вывод, что якобы в горе похоронен выдающийся полководец, а собственно гору, в знак уважения, нанесли шапками воины, а на ее вершине посадили дубы. В начале XX века на ее вершине росли старые дубы (о них вспоминают старожилы).

Можно встретить различные объяснения, кто именно там похоронен. Кое-кто считает, что здесь похоронен монгольский хан, кое-кто — польский магнат, а иногда говорят о казацком атамане... По легенде, погребение это сопровождалось захоронением огромных сокровищ. Информация о том, что гору нанесли шапками, а в ее середине зарыты огромные сокровища (золотой конь), остается легендой, но стоит заметить скептикам, что и Илиада в свое время считалась выдумкой. Правдивость легенд можно проверить исключительно путем профессиональной археологической экспертизы (экспедиции).

Местное население свято верит в тайну Семидубовой горы. Каждое новое поколение местных кладоискателей ломает лопаты о крутые склоны Семидубки. На ее западном склоне видны следы немалой раскопки. Как объясняют окружающие жители, там приблизительно в первой четверти XX в. проводились «археологические» раскопки. Житель села И.В. Лавриненко рассказывал легенду, что «какой-то профессор нанимал за золотые рубли» местных людей для рытья горы. Они докопались до «хода», но на утро место раскопки было обвалено, а органы власти запретили дальнейшие работы. Люди, которые работали у «профессора», вскоре быстро умерли. Кто именно копал гору и когда, остается загадкой.

Первые письменные упоминания об этой горе встречаем у В.Б. Антоновича на «Археологической карте Киевской губернии» (1895 г.). Он отмечает ее как «неисследованный курган». Возникает предположение, что именно В.Б. Антонович и был тем загадочным «профессором», который «платил золотыми рублями».

В отчете Т.Н. Нераденко по результатам исследования памятников археологии Чигиринского района от 1988 года указывается, что у подножия этой горы в 1950 году А.И. Треножкин обнаружил фрагменты керамики лепной посуды и разновременных посудин: тонко- и толстостенных, серых, черных и охристых. Времена существования здесь поселения Треножкин определить не взялся. О работах здесь экспедиции Антоновича не говорится.

Утверждать, что прах гетмана был перезахоронен в 1664 г. именно здесь, на Семидубовой горе, мы не можем, но на правах гипотезы приведенные рассуждения имеют право на существование — поэтому и доводятся до сведения специалистов. Следовательно, мы допускаем, что тело Богдана Хмельницкого, тайно похищено побратимами (возможно, Лаврином Капустой) и похоронено на Семидубовой горе, а теми невероятными сокровищами и была загадочно исчезнувшая казна гетмана. Доказать или опровергнуть приведенную гипотезу можно исключительно путем проведения археологического исследования местности, дальнейших научных исследований. Поэтому Чигиринщина зовет неравнодушных археологов к плодотворным поискам. Именно здесь вас ожидают научные открытия, а вместе с ними скифские, монгольские и казацкие сокровища.

Назар ЛАВРИНЕНКО, историк, г. Черкассы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ