На Пасху на колокольне львовской церкви Успения Пресвятой Богородицы, как и было когда-то, залились в перезвоне три колокола. В прошлом году колокол «Апостол Петр» на свои средства отлил и установил ректор одного из львовских вузов. А нынешней весной, благодаря группе меценатов, новый колокол, имя которого — «Благочестивый князь Олег», — возвестил о начале праздника.
Много столетий храм Успения Богородицы был сердцем украинского Львова. Историки считают, что нынешнее сооружение стало четвертой постройкой на этом месте. Предыдущее, возведенное в 1527-м, пострадало от пожара 1571 года. Его изображение, ставшее первой ренессансной ласточкой в архитектуре Львова, сохранилось на печати Львовского братства — национально-религиозной общественной организации украинских горожан.
Как утверждают историки, уже в середине ХVI столетия в городе существовало несколько православных братств, но самым известным являлось Успенское, ставшее центром борьбы украинского населения за свои политические и гражданские права, национальную и культурную автономию. В 1538-м Успенское братство добилось того, что митрополит Киевский и Всея Руси освятил купца с улицы Русской Макара Тучапского на высокий пост львовского епископа. Делегаты мещан сумели найти подход и к королю, и он своим решением утвердил купца на епископском престоле.
В 1586-м Успенское братство принимает решение о возведении нового храма, что и было позже сделано. Нужно отметить, что «средства для строительства собирались по всей Украине и за ее пределами. В частности, значительные суммы внесли русский царь Федор Иоанович и молдавские правители, о чем свидетельствуют гербы России и Молдавии в центральном куполе, которые можно видеть и сегодня», — так пишет известный львовский архитектор Иван Могитич в своей книге «Ансамбль вулиці Руської».
Интересно, что в братство могли вступать только женатые мужчины, для неженатых существовало «младшее» братство при Онуфриевском монастыре. Дисциплина была жесткой, все решения принимались большинством голосов. Руководители организации особо заботились о просвещении граждан Львова — работали школы при Успенской церкви и в городских предместьях. Устав братства допускал обучение в школах детей разного сословия. К преподаванию привлекались известные культурные деятели, писатели, ученые. Обучение велось на украинском или, как тогда говорили, на славяно- руском, но изучали также греческий, латынь, польский языки. Братство планировало поднять обучение до уровня академии, что вызвало колоссальное противодействие иезуитов. А в 1585-м даже заработала типография, на основе выкупленного у ростовщика Якубовича типографского оборудования Ивана Федоровича (Федорова). Только в 1690-м книг продано было на сумму более 17 тысяч золотых. Практически все деньги пошли на ремонт церкви, содержание школы и больницы.
Членом братства в свое время стал и один из богатейших купцов греческого происхождения Константин Корнякт, человек необычайных коммерческих талантов, которому в 1571 году король Сигизмунд II Август даровал дворянство, — так успешно собирал К. Корнякт для него все «руське мито».
Однако Константин Корнякт, кроме всего прочего, ревностно отстаивал православие. Был одним из известнейших меценатов львовской архитектуры времен Ренессанса (к нему обращались известные архитекторы Павел Римлянин и Петр Красовский). И вообще, он был человеком оригинальным. К примеру, большинство львовских богатых домов строились на ширину трех окон, а Корнякт себе возвел дом на шесть — на манер королевской резиденции. Уже в довольно преклонном возрасте женился на 18-летней русинке Анне Дидушицкой, и родилось у них шестеро детей — три сына и три дочери. Так вот, именно грек Корнякт построил башню Корнякта и повесил колокол, имя которому дал «Кирило». Эта башня стала своеобразным символом братства и была позже начертана на печати Успенского братства. Кстати, Корнякт на свои средства отлил еще несколько колоколов, которые во времена Первой мировой отправили на переплавку...
То есть можно утверждать, что нынешние меценаты продолжили традиции Корнякта и наконец-то дали возможность львовянам послушать перезвучный звон колоколов Успенской церкви. К слову, и нынешний, и прошлогодний колокол отлиты не на Украине. Как утверждает настоятель Успенской церкви Игорь Бурмыло, колокол «Апостол Петр» отлит в Праге, а «Благочестивый Олег» — в Перемышле, то есть в Польше. Именно там сохранились древние традиции литья, технологии, позволяющие звучать колоколам по-особому, полновесно и зычно, даруя львовянам ощущение настоящего праздника.
P.S. ...Уже после написания этого небольшого материала об Успенской церкви и ее меценатах мне попался на глаза отрывок из статьи Романа Федорова «Леви й брук» в журнале «Жовтень» и подумалось, что его нельзя не упомянуть: «Успенське Ставропігійське братство було не стільки організацією церковною, скільки виступало великою світською силою. Воно, братство, узяло на свої плечі й несло, не згинаючись протягом століть, тягар рідної освіти, культури, літератури. Коли сьогодні зайдете під склепіння Успення Богородиці, то не щукайте на її каменях тільки зображень державних гербів господаря Молдавії, російського царя, які надсилали братчикам золото, «куни» й соболині шкурки на будівництво й оздоблення храму.., а огляньтеся й побачите в синьому диму кадил згорблені спини львівського плебсу — сідлярів, шевців, кожух’яків, столярів, зброярів та інших ремісничих людей, які ставали тоді на хрест і «віри руської» й «слова руського»: бо хіба не тут, під цими склепіннями, на цьому дворищі, лунав дужий голос майстра- сідляра Юрія Рогатинця, який закликав громаду: «Єднаймося, браття!!! В єдності — наша сила, у слові нашому — сила...»