На Европейском конвенте фантастики, который завершился в воскресенье в украинской столице, презентовали новую книгу киевлян Марины и Сергея Дяченко (которые в прошлом году признаны предыдущим Евроконом лучшими фантастами континента). Главным читателем-критиком на этой импрезе была Руслана. Кроме эффектных слов в адрес романа (что, небось, повлечет его эффективные продажи), певица вспомнила еще несколько писательских имен — для переполненной аудитории это был сигнал: цейтнот, который царствует на вершине успеха, не мешает читать. Более того: чтение, как саморефлексия, содействует этому успеху.
Это и есть формула любой программы поддержки чтения — когда успешный человек демонстрирует, что и сейчас, несмотря на нехватку времени, он читает.
Во время последней президентской компании Джорджа Буша запомнилась информация об его встрече со студентами одного из университетов. Долго они спорили по поводу на то время модной книги Тома Вулфа. Представить, что наш Ющенко обсуждает со студентами новинку от Жадана, — я не могу.
Этой зимой известный российский исторический беллетрист Эдвард Радзинский выпустил в США книгу «Алєксандр II. Останній великий цар», которую издатели позиционировали, как «книгу про терор і про те, що війну йому оголосили задовго до адміністрації Буша» . Президент Америки повелся на эту рекламу! Купил, прочитал, оценил и в знак читательской благодарности выслал автору ценную авторучку со своим автографом.
Американский издатель Андре Шифрин вспоминает, как его автор, шведский социолог и экономист, Нобелевский лауреат Гунар Мюрдаль «гордился тем фактом, что книга «Вызов изобилию», как сообщалось, лежала на столе президента Кеннеди накануне его убийства. Нам уже не узнать, внял ли Кеннеди доводам Гуннара, но Линдон Джонсон объявил войну нищете, явно вдохновляясь мыслями из этой книги» .
Влияли ли какие-то книги на украинскую политику последних 15-ти лет? Судя по независимому броуновскому движению, наши правители так и не поняли, что «только в форме книг возможен по-настоящему глубокий и тщательный анализ, проницательные и подробные логические построения» (А. Шифрин). Там же, где политики это понимают, национальные программы поддержки чтения — это естественный способ поддержки, скажем, тезауруса будущих граждан.
Но есть и исключения. Можно не осознавать социальной важности привычки читать, как это успешно демонстрирует наше Гостелерадио, но несмотря на это подписать проект Программы поддержки украинской книги и чтения. В одной из комедий Диброва Ленин-персонаж взывает: «Агітація і пропаганда! Бо флот гойдається. Купецтво окопалося в лабазах. Холуй пішов угору. І тільки цигани не сплять, п’ють шампанське. Хто винуватий?» . Конспирология упомянутого проекта дает ответ именно в этом духе: «Радіо- та телеканали, насамперед приватної форми власності, не приділяють належної уваги популяризації сучасної української літератури» .
Горит, ой, горит шапка на воре! Кто же, как не Гостелерадио должен заботиться о появлении книжных программ в эфире? Где такая программа хотя бы на подконтрольном ему Первом национальном? Для тех, кто забыл: именно в начале Независимости тогдашний Держкомиздат (предшественник Гостелерадио) прекратил выпускать еженедельник «Друг читателя», который был инфраструктурной основой поддержки чтения в стране. Прав сатирик Олег Келлер: «Шаланды, полные кефали, исчезли, как только рыбинспекцию возглавили биндюжники» .
На упоминавшейся Евроконовской презентации Руслана говорила также о необходимости распространить на книжную промоцию льготы социальной рекламы. А тут наше Гостелерадио: «Предусмотрено внесение изменений… в Закон Украины «О рекламе», в разделе причисления к социальной рекламе книжных изданий, в которых освещается тема здорового способа жизни, здравоохранения, охраны природы, сбережения энергоресурсов, профилактики правонарушений, социальной защиты и безопасности населения, профилактики опасных для здоровья человека заболеваний и тому подобное» . Как думаете, могут претендовать на такую социальную рекламу произведения Шевченко? Воистину, «глупота ніколи не переходить меж: де вона ступить, там її царство» (С.Е. Лец).
В завершение обозрения проекта Программы поддержки украинской книги и чтения (начатого в «Дне» за прошлую пятницу), прихожу к тому же выводу, что и Жванецький: в этом документе мы «получили подробные ответы не на свои вопросы» и соответствующие «рецепты» «лечения и похорон после него» .
Но, как говорил Станислав Лец, «завше існує ще гостріша тупість» — это руководитель «книжного» комитета И. Чиж в роли непосредственного пропагандиста украинской книги. Год назад мы узнали о его личной любимой книге (какой суммой бюджетных средств он расплатился за эту любовь — до сих пор неизвестно): «У квітні цього року вся антиукраїнська громадськість святкує першу річницю виходу у світ «епопеї» Олександра Сизоненка з дуже оригінальною назвою — «Советский солдат» (Книжковий клуб плюс, 2006, №3).
«Мы всегда в дураках не потому, что не та карта, а потому, что не те руки» (А. Келлер).
Соавторы:
Андре ШИФФРИН . Легко ли быть издателем . — Москва: Новое литературное обозрение, 2002.
Володимир ДІБРОВА . Довкола столу. — К.: Факт, 2005.
Олег КЕЛЛЕР . Мыслизмы. — Запорожье: Дикое Поле, 2005.
Станіслав Єжи ЛЕЦ . Незачесані думки. — К.: Дух і Літера, 2006.
Михаил ЖВАНЕЦКИЙ. Мой портфель. — К.: Махаон-Україна, 2004.