Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Стабат матер» восемь лет спустя

18 апреля, 2006 - 19:56
ВЫСТУПАЕТ КАПЕЛЛА «ДУМКА» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

В Национальной филармонии Украины состоялся концерт, где звучала музыка Джоаккино Россини, которая редко исполняется на киевской сцене. На сей раз творчество знаменитого итальянца, прославившегося своими операми, виртуозными и остроумными ансамблями и другими многочисленными опусами, предстало перед публикой с не совсем привычной стороны. Крупное духовное вокально-симфоническое произведение «Стабат матер» для солистов, хора и оркестра не исполнялось в Киеве восемь лет. Это произведение показало еще одну грань обширного творческого наследия композитора. Эта масштабная композиция состоит из десяти номеров: Интродукция, Ария, Дуэт, Ария, Хор и речитатив, Квартет, Квартет, Каватина, Ария и хор, Квартет и Финал. В концерте принимали участие: Симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины (дирижер Владимир Шейко), капелла «Думка» (художественный руководитель Евгений Савчук), солисты Наталия Николаишин (сопрано), Римма Шаповалова (сопрано), Сергей Пащук (тенор) и Богдан Тарас (бас)...

Джоаккино Россини — прославленный автор более 30 опер, обладатель уникального дарования, он создал свою первую оперу в 14 лет, а на написание своего блистательный шедевра «Севильский цирюльник» затратил около 20 дней. Великолепный вокалист, он играл на клавесине, альте, скрипке, виолончели, фортепиано, прекрасно владел искусством контрапункта — и это помимо его кулинарных талантов, которые воспеты во множестве исторических анекдотов! Многогранность интересов Дж. Россини отразилась и на особенностях его композиторского дарования: ему присущи мелодическая щедрость, оригинальность, гибкость и разнообразие вокальных партий, мастерство оркестровки, которое насытило партитуру Россини тембровым богатством, разнообразием, искрящейся легкостью в сочетании с эффектным драматизмом. Умение искусно нагнетать смысловое напряжение тоже относится к сильным сторонам этого выдающегося композитора. Сопоставление юмора и патетики, героических и созерцательных, светлых и трагических образов, сценическая выразительность и естественность этой талантливой музыки и привела к тому, что ни в одном жанре творчества Россини не ограничивал свою фантазию стереотипами.

«Стабат матер» была создана композитором во второй половине жизни (1842 г.), после всех успехов, неудач и переживаний, связанных с постановками его опер. «Stabat mater dolorosa» — песнопение, которое традиционно входило в католическую мессу, приуроченное к празднику «Семи скорбей Богородицы», и основывалось на средневековом стихотворении (первые слова переводятся как «Стояла мать скорбящая...»), авторство которого неизвестно (приписывают францисканскому монаху Яконове да Тодди, умершему ровно 700 лет назад). Однако даже традиционное религиозное содержание не сдерживало фантазию дерзкого композитора: в этой музыке можно найти все лучшие приемы композитора, все черты, за которые музыка Россини до сих пор столь любима, отразились в ней сполна. Несмотря на особенности первоосновы, у Россини здесь бурлят мощные страсти, неведомые силы, религиозная тематика стихотворения оригинально сочетается с чертами «светской» музыки, выдавая любовь композитора к опере. Музыкальными средствами — то ариозной живостью, то танцевальным изяществом — композитор прихотливо воплощает аллюзии к разновидностям оперных номеров, «намекая» то на так называемую арию мести, то на дуэт согласия...

Концертное исполнение не лишает эту музыку почти «театральной» яркости и зрелищности. Дж. Россини верен себе: его композиторские решения неизменно остроумны. Здесь есть и виртуозные каденции, требующие безупречного владения вокалом, и «моцартовская» прозрачность фактуры, разработанной с присущим Россини мастерством, красноречивый и красочный в своем разнообразии оркестр, обогащенный своеобразием вокальных тембров, искристо-легкомысленные эпизоды рядом с глубоко серьезными и пышный, нарядный финал, который увенчивает все произведение. Должно быть, именно поэтому публика в финале приветствовала исполнителей стоя...

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ