Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Харьковские «камикадзе»

Кто поможет детскому театру?
13 апреля, 2006 - 18:43
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ПОДАРИ МНЕ СОЛНЦЕ» / ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА «СТЕЛ» АНАСТАСИЯ ГРУНСКАЯ И ИННА РОЯНОВА. СПЕКТАКЛЬ «ПОДАРИ МНЕ ЧУДО» ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА «СТЕЛ»

Их спектакли нужны всем и никому не нужны — с таким парадоксальным к себе отношением Харьковский театр детей и молодежи «СТЕЛ» сталкивается практически ежедневно. «Зачем все это?» — спрашиваю руководителя театра Сергея Бережко после того как на спектакле «Подари мне солнце» его юные артисты полтора часа героически (другого слова и не подберешь) сражались с жующей, выкрикивающей невесть что, дерущейся в одном углу и целующейся в другом подростковой публикой, приехавшей в Театр им. Т. Шевченко с проблемного жилищного массива.

...Когда десять лет назад Сергею Бережко, одному из ведущих актеров Харьковского театра им. Т. Шевченко (Голохвастый в «За двумя зайцами», Вершинин в «Трех сестрах», Мыкола Задорожный в «Украденном счастье», Гнат в «Дай сердцю волю...» — этого набора ролей уже достаточно, чтобы оценить и темперамент, и диапазон. — А. Л. ) предложили вести в лицее театральную студию, он поначалу отнесся к этому довольно скептически. Но потом увлекся: говорит, что увидел в детях ту искренность и непосредственность, которую в большинстве своем давно утратили его взрослые коллеги. Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть десятилетнюю Инну Роянову в роли слепоглухонемой девочки: такой абсолютной «веры в предлагаемые обстоятельства», такой способности к «публичному одиночеству» могли бы только позавидовать многие умудренные сценическим опытом взрослые артисты... В общем, очень скоро «СТЕЛ» перерос рамки школьного театра, и «Студийный театр экономического лицея» превратился в Театр детей и молодежи. Аббревиатуру решили сохранить как некий фирменный знак, и сегодня ее можно расшифровывать по разному: «студийный театр-лаборатория», «суспiльство, театр, експеримент, люди». Важно, что 30 детей — от младших школьников до студентов — за почти символическую оплату существуют в коллективе, где тщательно культивируются профессиональные стандарты: ответственное отношение к делу, работа на профессиональных площадках, с профессиональными художником и балетмейстером-хореографом (второй педагог театра Леонид Марков много лет был солистом Харьковского театра оперы и балета, сейчас заведует кафедрой современной хореографии в Академии культуры, — А. Л. ), светом и звуком. Важен серьезный репертуар этого коллектива: «За все хорошее — смерть» Р. Ибрагимбекова, «Ящерица» А.Володина, «Кармен» по новелле П. Мериме (с подростками и для подростков; между прочим, этот спектакль стал лауреатом Форума детских театров в Польше. — А. Л. ), «Тля» по пьесе самого С. Бережко (в рамках проекта «Дети и молодежь против наркотиков и СПИДа»), и вот теперь — «Подари мне солнце» по мотивам пьесы У. Гибсона «Сотворившая чудо» (постановка на украинском языке). Как стимул и проверка себя на разной аудитории, очень важны и поездки на фестивали — уже были Познань, Сейны, Днепропетровск, Санкт-Петербург, откуда театр неизменно возвращался с дипломами и премиями...

Но все годы «СТЕЛ» существует на птичьих правах в собственном городе, где постоянно приходится бегать, упрашивать, убеждать. Немного помогло городское начальство. Даже пообещало дать денег на поездку в Тулузу, на Международный фестиваль детских театров, но прошли выборы, и про свои слова чиновники забыли. Вскоре появятся в этих кабинетах другие люди, которых снова придется уговаривать, доказывая очевидное, что театр — нужен, ему необходимо развиваться. Хотя аналог «СТЕЛа» вряд ли найдешь в сегодняшней Украине, не говоря уже о Харькове, где ТЮЗ находится в состоянии весьма плачевном, где знаменитый Театр кукол играет спектакли либо для малышей, либо для взрослых, а во «взрослых» театрах (русском имени Пушкина и украинском имени Шевченко) постановок для такой возрастной группы нет. Таким образом, самый сложный, подростковый, зритель начисто лишен возможности серьезного разговора со сцены о том, что волнует именно его. А «СТЕЛу» всего-навсего нужна минимальная дотация и законная возможность репетировать на сцене, откуда сейчас могут «попросить» в любой момент (хотя Театр им. Т. Шевченко к буйным «пришельцам» относится толерантно). На костюмы и декорации «СТЕЛ» заработает сам. В конце концов, дело не в художественном уровне спектаклей (хотя последняя премьера — вполне качественный, целостный сценический продукт), а в том социальном аспекте, который за всем этим стоит.

Спектакль «Подари мне солнце» впечатляет. В нем много пластики, жестких, современных ритмов, и при кажущейся простоте для восприятия он, пожалуй, беспощаден к зрителю. Сталкивая публику с неприкрытой жестокостью, напором, бесчеловечностью мира, где ребенок (даже зрячий и слышащий, не говоря уже о слепоглухонемом) одинок и беззащитен. Чудо, конечно, происходит — потерянная душа обретает родную душу, а мир поворачивается другой, разноцветной стороной... Но путь к этому тяжел и требует от зрителя нешуточных душевных усилий, определенного эмоционального багажа. Иногда зал на такие усилия заведомо не способен, а горстка юных актеров кажется неким отрядом камикадзе на островке сцены посреди бушующего моря хамства и враждебности. Чаще—получается, и тогда звучат слова благодарности и поддержки. Большинство детей, конечно, не станет актерами (хотя, например, Настя Грунская, которая по сюжету и «творит чудо», уже учится в Университете искусств)... «Если государство сегодня не будет строить детские театры, завтра ему придется строить тюрьмы», — любимый тезис руководителя киевского ТЮЗа Виктора Гирича. Сказано хлестко, с изрядным перебором, но, по большому счету, справедливо. Театр — незаменимый тренажер для человеческой души, и для тех наделенных полномочиями взрослых дядь и теть, которые согласно кивают головами, но ссылаются при этом на тысячи объективных препятствий. Может быть, их много лет назад мама с папой просто не привели в такой вот «СТЕЛ»?

Анна ЛИПКОВСКАЯ, Харьков— Киев, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ