Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В Израиле не верят чудесам, но их принимают в расчет...

3 апреля, 2006 - 20:25
ЕХУД ОЛЬМЕРТ — ЛИДЕР «КАДИМЫ», ПОЛУЧИВШЕЙ НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО МЕСТ В ПАРЛАМЕНТЕ ИЗРАИЛЯ / ФОТО РЕЙТЕР

Выборы в Израиле стали своего рода водоразделом между уходящей «эрой Ариеля Шарона» и «новой политикой», когда в будущем коалиционном правительстве уже не будет доминирующей роли одного политика.

После обработки бюллетеней, поданных избирателями в ходе прошедшего на прошлой неделе голосования, стало ясно, что новая партия «Кадима», возглавляемая исполняющим обязанности премьер-министра Эхудом Ольмертом, получила 28 из 120 депутатских мандатов. Как только стало известно о победе, он заявил о том, что пришло время «открыть новую главу» в истории страны. Переговоры по созданию коалиционного правительства в Израиле начинаются как раз на следующей неделе.

Ольмерт предпочитает создать правительство в следующем составе: «Кадима» (28 мандатов), «Авода» (20), ультраортодоксы (13 — ШАС и 6 — «Яадут ха-Тора») и партия пенсионеров (7). Во всяком случае, так заявляют приближенные главы правительства. Они отклонили кандидатуры представителей от «Ликуда» и партии «Наш дом Израиль» как возможных партнеров по коалиции. Союз с «Мерецом» не исключается, но, скорее всего, он останется вне коалиции, сказали источники. «Мы можем ввести «Мерец», если ШАС будет угрожать уходом накануне окончательного формирования правительственного блока», — сказали они. Ольмерт планирует свой первый год на посту премьер-министра, посвятить решению наиболее насущных социальных проблем.

«Эти выборы были странными, — говорит известный израильский политолог Александр Эттерман, — они безумно важные, может быть самые важные за последние годы, но при этом они все равно оставили часть израильского электората абсолютно равнодушным. Одновременно израильская партийная структура «сломалась» к этим выборам. Сломались большие партии, но одновременно появилась впервые новая партия «Кадима», которая после выборов стала еще и партией власти. Одновременно изменилось представление о правых и левых в израильской политике. Также создался консенсус о том, что с территорий, оккупированных в 1967 году, нужно уходить. И это при абсолютной истерике, которая сопровождала перевыборную кампанию, особенно среди националистических и религиозных общественных групп».

Очевидно, что 2006 год для Израиля является одним из самых сложных. И если рассматривать ситуацию в общем, то нельзя не отметить, что происходит столкновение между двумя противоположными мировоззрениями. Одно из них — западное мировоззрение, которое представляет идею демократизации общества. Другое мировоззрение определяет исламский фундаментализм и исламское консервативное общество. В рамках этого противостояния не остается никаких шансов для того, чтобы новое коалиционное правительство, которое в скором времени возглавит Эхуд Ольмерт, вело переговоры с новым палестинским правительством ( которое сформировано террористической организацией ХАМАС).

Cегодня для Израиля очень важно объяснить мировой общественности, что он никогда не примет представителей ХАМАСа на руководящих постах в Палестинской автономии. Министр иностранных дел, юстиции и абсорбции в прошлом израильском правительстве Ципи Ливни подчеркивает: «В Палестинской автономии произошло нечто несовместимое с демократией. Демократия не предусматривает участия террористических организаций в выборах. Мир согласился на участие ХАМАСа только потому, что Махмуд Аббас пообещал бороться с терроризмом». В данный момент в Израиле есть две возможности. «Одна из них — легитимация ХАМАСа в его нынешнем виде», — считает Ципи Ливни. Но по его мнению, «это неприемлемо не только для Израиля, но и для многих других государств, борющихся с терроризмом». Израильский политик отмечает: «На сегодняшний день в мире принято несколько основополагающих норм, касающихся борьбы с терроризмом. В рамках этих норм само по себе участие в выборах еще не легитимизирует террористическую организацию. Правда, мир должен понять, что приход террористической организации к власти в государстве превращает само это государство в террористическое». Вторая возможность — борьба с ХАМАСом. «Ми выбираем второй путь», — говорит Ципи Ливни.

Террористы направляют свои усилия на то, чтобы подорвать устойчивость Израиля и накалить ситуацию в регионе. Очевидно, что израильтяне и сегодня готовы дать шанс палестинцам и сделать очередную попытку провести переговоры по плану «дорожная карта», принятому мировым сообществом. Но, как считает Эхуд Ольмерт, «если палестинцы этой возможностью не воспользуются и не примут основные принципы, которые изложены в программе «дорожная карта», то мы будем действовать таким образом, чтобы в течении четырех лет были установлены постоянные границы Израиля».

В Израиле не верят чудесам, но их принимают в расчет. Хотя, как считают израильские эксперты, после выборов в Израиле радикальные изменения вряд ли произойдут. Внешнеполитический курс Израиля не зависит полностью от Израиля, он определяется, в том числе и спонсорами мирного урегулирования. В большей степени Соединенными Штатами, в меньшей степени Европейским Союзом. Измениться может только тактика, стратегия останется прежней. Израиль вынужден идти на мирные соглашения с Палестинской автономией, несмотря на то, что там у власти находится террористическая организация. Израиль все равно будет стремиться к мирному урегулированию. Тактические разногласия будут очень серьезными. Поэтому, как прогнозируют аналитики, новое израильское правительство будет очень недолговечным. Поэтому следующие выборы в Израиле могут состояться через 2 или 2,5 года.

Избиратели в Израиле голосовали не за «Кадиму» и не за другие партии. Они голосовали за лидеров, за электоральные символы. Каждый из лидеров, по ходу этой кампании, превратился в электоральный символ. А так как не каждый из них был готов детально раскрывать свою политическую программу, то в итоге они говорили о некоторых идеях, но не сообщали, как они будут эти идеи реализовывать...

Виктор КАСПРУК, политолог, Тель-Авив
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ