Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лелеять национальные таланты,

или Как популяризировать высокое искусство
30 марта, 2006 - 19:06
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Очень хорошо, что, в отличие от большинства цивилизованных стран Европы вместе с США и Канадой, Украине удалось сохранить, несмотря на большое имперское влияние России (СССР), украинскую народную (этническую) культуру, в частности ее музыкально-песенную составляющую. Это удалось благодаря существованию любительских коллективов при разных домах культуры, а то и просто фанатикам украинской песни, как то Леопольду Ященко с его знаменитым народным хором, или непревзойденным Нине Матвиенко и Раисе Кириченко. Вместе с тем народная песня привлекала внимание и высокопрофессиональных исполнителей — звезд оперной сцены, это: фантастические Соломия Крушельницкая, очаровавшая всю тогдашнюю Европу, Иван Козловский, сумевший заворожить украинской песней даже тирана Иосифа Сталина, или не менее фантастический Борис Гмыря, которого с удовольствием слушали в Киеве даже фашистские оккупанты. Или вспомним более близких нам по времени Анатолия Соловьяненко и Марию Стефюк, или настоящую украинскую жемчужину из Канады (США), так и не оцененную должным образом в Украине — Квитку Цисик. Вместе с тем вынуждены признать и противоположное: невнимание к гениальным талантам, которые выросли и взлелеяны именно на народной песне и музыке, но пошли в своем развитии дальше, и достигли высшего мастерства в академической (оперной) сфере, которая по сути своей и является нынешней культурной визиткой любой цивилизованной страны.

Если во времена предыдущих президентов Украины еще как-то уделяли внимание народной песне и танцу (вспомним, вскользь, хотя бы фестивали-отчеты — как в советские времена — лучших народных коллективов каждого из 25 регионов Украины в столичном дворце «Украина»), то виртуозные коллективы и исполнители из Национальной филармонии и Национального академического театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко фактически оказались на задворках официальной культуры. Это повлекло за собой массовый отъезд, вслед за выдающимися учеными, и звезд мировой славы из Украины на заработки в операх Европы и Америки. Вспомним тех же Викторию Лукьянец, Гизелу Циполу или Анатолия Кочергу... А сколько менее известных певцов и музыкантов выехали искать счастья-доли в далекие края за последние десятилетия, развивая музыкальную культуру новых своих «родин»? А те, которые остались по патриотическим мотивам в Украине, разделяя нелегкую судьбу своего народа, перебиваются мизерными, по мировым меркам, заработками с нечастых, к тому же, концертов в столице и еще в немногих областных центрах, как правило там, где еще функционируют соответствующие музыкальные площадки.

О популяризации их высокопрофессионального, а часто гениального творчества на отечественных телевизионных каналах или FM-станциях и речи быть не может, пока там правят бал «ну очень культурно воспитанные» нувориши.

Что уж говорить о недешевых проектах по выпуску и распространению в школах, высших и других учебных заведениях их творчества, записанного на современных цифровых носителях: CD и DVD!

Показательным тут является выпуск записей на первом ее компакт-диске гениальной, без преувеличения, нашей Ольги Басистюк. Он вышел «раритетным» тиражом в целых 200... (двести!) экземпляров. Можно только развести руками: может ли такое количество компакт- дисков удовлетворить хотя бы только студентов музыкальных учебных заведений, не говоря уж о более широких кругах ценителей высокого искусства?

Во все времена высокое искусство поддерживали или государство, которое заботится о своем культурном имидже в мире, или отдельные меценаты, а в наше время — отдельные корпорации и фирмы, которые стимулируются к этому виду благотворительности отдельным льготным налогообложением. Поскольку в нашей стране последние, как оказалось, не очень занимаются поддержкой высокого искусства, а скорее наоборот — поддерживают всяческую быстротечную «попсу», то существует настоятельная потребность положить начало целевой государственной поддержке нижеприведенных категорий высокого искусства, с дальнейшим привлечением к этому благородному делу корпораций, фирм, банков и тому подобное, разработав для них соответствующие законодательные льготы.

Для начала, на мой взгляд, можно положить начало музыкальным сериям «лучшие произведения» на CD и DVD классической и современной оперной, симфонической и камерной музыки, тиражом не менее чем пять-десять тысяч экземпляров таких исполнителей и коллективов, как Ольга Басистюк, Виктория Лукьянец, Гизела Ципола, Валентина Степовая, Анатолий Кочерга, Валентин Пивоваров, Владимир Гришко, Андрей Курган, Игорь Борко, братья Приймак; «Киевская камерата», Национальный симфонический оркестр; детский хор «Щедрик» и др., а также произведений таких композиторов, как Евгений Станкович, Левко Колодуб, Валентин Сильвестров, Олег Кива, Владимир Рунчак, Иван Небесный, Анна Гаврилец, Леся Дичко и др. (прошу прощения, что всех не называю).

Это станет не только моральной сатисфакцией для большинства из вышеупомянутых, но даст веру в востребованность их таланта Родиной и обеспечит уверенность в своем будущем у талантливой молодежи, которая учится в музыкальных школах и консерваториях.

А доступность этих записей, в свою очередь, даст толчок заинтересованности широкой аудитории классическими и современными камерными и симфоническими произведениями, а не только навязываемыми масс-медиа далеко не лучшими образцами «попсы».

Для распространения как вышеупомянутых записей, так и записей других видов музыкального творчества национальными исполнителями нужно, на мой взгляд, принять правительственную программу поддержки и развития национальных исполнителей, использовав для этого все помещения государственных учреждений и производственных структур. Особенно это касается помещений аэропортов, речных, железнодорожных и автомобильных вокзалов, а также киосков и библиотек во всех учебных заведениях Украины, где должна быть введена торговля записями исключительно национальных исполнителей в самом широком ассортименте.

Георгий ЛУКЬЯНЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ