Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прибалтийский мавр

30 марта, 2006 - 19:06
ДЕЗДЕМОНА (ЭГЛЕ ШПОКАЙТЕ) В СПЕКТАКЛЕ «ОТЕЛЛО» / ФОТО ИЗ ПРЕСС-СЛУЖБЫ «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СЕЗОНЫ STOLETOV»

7 и 8 апреля на сцене Театра им. И. Франко со спектаклем «Отелло» состоятся гастроли известного вильнюсского театра «Мено Фортас».

Шекспировскую трагедию поставил легендарный литовский режиссер Эймунтас Някрошюс. Театр «Мено Фортас» входит в элитарный «Союз театров Европы», гастролирует во всем мире с невероятным успехом, принимает участие в престижных фестивалях, а его художественный руководитель Эймунтас Някрошюс — едва ли не самый известный литовец в мире. Его феноменальный успех тем более удивителен, что Э. Някрошюс не старается себя рекламировать. Он немногословен, редко дает интервью, смущается от лести...

Репертуар театра «Мено Фортас» опирается на классику, но его не назовешь рассчитанным на массового потребителя. Спектакли литовского театра метафоричны, а значит — элитарны. Сам режиссер считает Вильнюс, где родился его театр, не слишком театральным городом. Э. Някрошюс философски воспринимает особенности нашего времени. Свою задачу режиссера он видит в том, чтобы найти баланс между требованиями реальной жизни и собственными убеждениями. «Мено Фортас» — частный театр, экономически не зависит от государства и вынужден самостоятельно заботиться о своем процветании. Коллектив зарабатывает гастролями и работает на контрактной основе: для каждого спектакля актеров набирают заново. Но практически все спектакли литовского режиссера, в какой бы стране они не проходили, всегда собирают аншлаги и становятся художественным потрясением для театралов.

В последние годы Э. Някрошюс ставит исключительно произведения В. Шекспира («Гамлет», «Макбет»). Шекспириана — визитная карточка театра «Мено Фортас». «Отелло» — совместный проект театра Э. Някрошюса «МЕNО FORTAS» и Венецианского фестиваля (биеннале). Это очень красивый, но в то же время шокирующий, даже порой страшный спектакль. У Някрошюса-постановщика каждый жест, предмет, звук — полон смысла. Предельно красноречива внешность артистов, музыка, декорации, танец, цветы, вода... В этом, пожалуй, секрет его успеха у публики.

Выпускник ГИТИСа (курс Андрея Александровича Гончарова) Э. Някрошюс всегда занимал обособленную творческую позицию. Впрочем, он не считает режиссуру чистым искусством или даже профессией. «Задача режиссера сделать перевод текста на язык сцены, создать некую смесь из литературы, живописи, музыки», — говорит Э. Някрошюс, а свой приход в театр считает случайностью.

Уже много лет художницей по костюмам и сценографом почти всех спектаклей мастера является его жена — Надежда Гультяева. Кстати, старший из двух сыновей оформил несколько спектаклей Э. Някрошюса, как сценограф.

Метафоры литовского режиссера приковывают внимание зрителей и критиков. Интересно, что эти метафоры — так критики любят называть то, что видят в постановках «Мено Фортас» — сам режиссер считает естественным проявлением своего видения, а особенностями литовского характера называет не только замкнутость и целеустремленность, но и темперамент. В постановках Э. Някрошюса нет ничего лишнего, нет пышной сценографии с венецианскими или мавританскими красотами. Зато смыслов, потаенных пластов столько, что хватило бы на несколько полноценных спектаклей: Э. Някрошюс щедро делится своей мудростью. Музыка Фаустаса Латенаса органично дополняет действие. В Киеве спектакль будет показан с синхронным переводом (Эдмундас Микульскис).

Знаменитая пьеса «Отелло» о зависти, ревности, доверии, предательстве. Однако у Э. Някрошюса свой взгляд на известную историю. Ревнивый мавр, задушивший любимую — только декорация. Постановщик наполняет шекспировскую трагедию звуками музыки и природы. Море становится едва ли не полноправным действующим лицом. Э. Някрошюс не избегает ни откровенности, ни грубости, ни жестокости, ни боли: все это служит ему. Он рассказывает о восхищенной любви девушки к сильному и гордому мужчине-воину, который намного старше ее. Его любовь тревожна, недоверчива. Генерал Отелло привык отвечать за всех, кто доверился ему, привык воевать, но ему уже не стать юным, как подруги Дездемоны и ее ровесники-мужчины. Измену Дездемоны он придумывает во всех подробностях. Все чувства — на пределе! Э. Някрошюс показывает то, о чем умолчал В. Шекспир: переживания и смятение оскорбленной Дездемоны, трогательное горе сурового Отелло. Здесь сплетаются истории всех героев. Отелло (актер Владис Багдонас, которого критика называют «литовским Жаном Габеном») у Някрошюса — не совсем привычный: без мавританского грима, без простодушия, которым обычно объясняют его доверчивость. Он не привык к любви и словно не знает, что с ней делать. Ранящие слова Яго (эту роль исполняет известный литовский комик-телеведущий Роландас Казлас) понятнее ему, чем любовные фразы Дездемоны (ее играет балерина Эгле Шпокайте). Яго — не совсем злодей, скорее мечтательный и чудаковатый. Он фантазер и из его фантазий рождается история измены Дездемоны, которая доводит Отелло едва не до смерти. Месть и обман Яго долго остается для него развлечением, игрой, он словно не замечает производимых им разрушений, мук и смертей. Только после сокрушительного удара Отелло и ощущения реальной боли он понимает, что игра закончилась одновременно с жизнью. Метафоры любви у Э. Някрошюса оглушают своей искренностью и силой. Знаменитая сцена удушения в этой постановке превращается в смертельный вальс...

Герои спектакля — обычные люди, их душа не прикрыта ни гримом, ни историческими костюмами. Они выглядят обыденно, и в этом страшная сила воздействия, ведь они слишком похожи на нас — сегодняшних людей, которые не отличаются от прежних и поддаются тем же чувствам. Отелло Владаса Багдонаса — мужчина, безоглядно любящий, страдающий от предательства и обмана... Именно поэтому спектакль по-новому поворачивает нашу собственную реальную жизнь. Огромное пространство молчания не превращается в паузы в действии. Страсти накалены и без событийного ряда: жизнь сама действует за нас, в ней страдают даже вещи, в ней так легко быть обманутым и обманывать...

Гастроли театра «Мено Фортас» в Киеве пройдут в рамках «Театральных сезонов Stoletov».

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ