300 лет назад, в сентябре-октябре 1705 года, в Киево-Печерской лавре вышла последняя, четвертая часть книги «Четьи- Минеи», автором которой был святитель, подвижник православия, верный сын украинской земли и борец за прадедовскую веру Дмитрий Туптало, известный еще как митрополит Ростовский. К этому титаническому подвигу сын казацкого сотника прошел страдальческий путь, на котором мало встречалось кратковременного геройства, но хватало постоянного — на протяжении 20 лет! — самоотверженного труда. При этом Дмитрию Туптало пришлось защищать украинский язык и культуру, быть митрополитом в Ростове, что на Ярославщине в России.
Родился Дмитрий (в миру Даниил) Туптало в декабре 1651 года на Киевщине, в городе Макарове. Набожная казацкая семья отдала одиннадцатилетнего Даниила в Могилянскую академию, где он проучился три года, проявив склонность к богословским наукам. Отец будущего митрополита и автора «Миней» Савва Туптало был ктитором киевского Кирилловского монастыря, в котором и принял монашеский постриг его сын в июле 1668 года; Даниила нарекли Дмитрием. В 1675 году Дмитрия Туптало высвятили в иеромонахи. С того времени он начал жизнь странника. В монастырях и церквях Дмитрий Туптало собирал многочисленные аудитории, его хотели слушать как никого ранее. Слово Божье из уст талантливого проповедника звучало очень убедительно и захватывающе.
Молодой проповедник со словом Божьим исходил едва ли не всю Литву и Волынь. Только в 1681 году вернулся в Киев. По воле гетмана Самойловича он сразу стал игуменом Максаковского монастыря на Черниговщине, а в следующем году — игуменом Батуринского монастыря. В родной сердцу Киев Дмитрий Туптало переехал в 1683 году, став проповедником Печерской лавры. Именно в этом святом месте Украины по воле архимандрита Варлаама Ясинского Дмитрий Туптало начал работать над «Житиями Святых», известными как «Четьи-Минеи» («минеи» — месячники для чтения). Молодому ученому богослову дали поработать только два года. Гетман Самойлович приблизил к себе Дмитрия Туптало, и тот стал игуменом Николаевского монастыря в Батурине.
К написанию «Житий» довольно благосклонно отнесся и преемник Самойловича гетман Мазепа. Поэтому задуманная еще Петром Могилой книга продолжала писаться. Первый том был завершен в 1688 году. Однако возникли трудности. В то время Киевская митрополия уже подчинялась Московскому патриарху Иоакиму, а посему именно у него следовало просить благословения на печать первой части «Миней». Пришлось хорошенько редактировать написанное, поскольку указание из Москвы не позволяло говорить об Украине на языке, на котором в то время говорил украинский народ. А «Жития Святых» писались как раз для жителей Украины. Язык был приближен к народному. Автор писал на церковнословянском языке, однако широко употреблял украинизмы. Москва потребовала, чтобы далее «Жития Святых» писались и печатались только с ее разрешения. Вместе с Иваном Мазепой Дмитрию Туптало пришлось побывать в Москве, где он приложил невероятные усилия, чтобы понравиться патриарху Иоакиму. И тот позволил дальнейшую работу над «Житиями».
Во время работы над «Житиями» Дмитрий Туптало пользовался Макариевскими Минеями, которые ему привезли из Москвы под честное слово гетмана Ивана Самойловича, а также грекоязычными «Житиями» Симеона Метафраста. «Большие Четьи-Минеи» московского митрополита Макария имели много лишнего материала, были перегружены подробностями, содержали отдельные литературные произведения, а потому тяжело воспринимались. Не рассказывали они и о мучениках земли украинской. «Четьи-Минеи» стали делом всей жизни Дмитрия Туптало, однако его перу принадлежат и другие произведения: «Розиск о бринській вірі», «Катехизис», «Зерцало Православного Ісповідання», «Рассуждение о Образі Божії і Подобії в чоловіці», «Алфавит Духовный», «Руно Орошенное», «Діяріуш».
В последующие годы, будучи игуменом в Глухове и Киеве, Дмитрий Туптало не прекращал изнурительного богословского и писательского труда; в 1693 году Киево- Печерская лавра получила для печати II том «Житий», а в 1700-м — III том этого огромного труда. Последнюю часть Дмитрий Туптало писал, страдая от многих недугов. Его вызвали в Москву, где Петр I решил его отправить на кафедру сибирского митрополита. Дмитрий Туптало тяжело заболел, он переживал, что не только покинет родную землю, но и, имея слабое здоровье, не сможет дописать «Житий». На удивление, Петр I смилостивился, и Дмитрий Туптало отправился в Ростов (сейчас райцентр в Ярославской области России). Так, в начале 1702 года Дмитрий Туптало стал митрополитом Ростовским.
Приехав в Ростов, Дмитрий Туптало ужаснулся невежеству местных священников. Кроме просветительской работы, новый митрополит на свои средства основал духовное училище, в котором училось 200 учеников. Учебное заведение работало по программам украинских семинарий, учителями здесь были студенты из Киева. Это не нравилось многим высокопоставленным представителям духовенства, поэтому государственной поддержки ожидать не приходилось. Через два года эта необычная школа закрылась.
Местные жители очень любили слушать проповеди митрополита Дмитрия в ростовском соборе. Образность и простота речи, произносимой с большим вдохновением, завораживали прихожан. В тот период Дмитрий Туптало знал, что здоровье подводит его. В соборе он как-то промолвил: «Се покой мой, здесь поселюсь на веки вечные». Берег силы для завершения последней, четвертой книги «Четьи-Минеи». В начале 1705 года исполинский труд митрополита Ростовского Дмитрия был завершен. Осенью того же года книга была отпечатана в Киево-Печерской лавре. Невиданное в православном мире произведение и сегодня являет собой огромную ценность. До ХIХ века включительно именно «Жития Святых» были наиболее читаемыми в народе. Известно, что это была настольная книга Николая Гоголя, большое влияние она оказала на Тараса Шевченко, Ивана Огиенко...
Еще до выхода в свет полных «Житий» Дмитрий Туптало начал работать над их сокращенным вариантом, чтобы книгу мог купить каждый желающий среди небогатых людей. Новинка называлась «Мартиролог», и в придачу содержала молитвы всем святым. К сожалению, этот интересный труд остался незаконченным.
В подвижнической и страдальческой жизни Дмитрию Туптало помогал Иван Мазепа. Петр I хорошо знал об этом. И после Полтавской битвы Дмитрий Туптало почувствовал, как над ним сгустились тучи. Через пять дней после смерти Ивана Мазепы митрополит уединился и долго молился. Утром его нашли в часовне. Святитель, уже мертвый, стоял на коленях. Это было тяжелое время для Украины. Как писал Иван Огиенко: «Темно стало в Україні, настало тяжке лихоліття, «горобина ніч».
Без каких-либо почестей Дмитрия Туптало похоронили под полом монастырской церкви святого Якова. Только через полвека должным образом оценили подвижничество великого украинца. В апреле 1757 года синод благословил празднование 21 сентября как День открытия мощей святителя Дмитрия (1752 г.). На серебряной раке святого Дмитрия написано: «Написав Жития Святых, сам к лику Святых удостоился быть причисленным». Автором этого текста был не кто иной как Михаил Ломоносов.
Как и у автора, тернистым был путь и «Житий». С 1740 года начались запреты их издания. Цензура не разрешала, чтобы рядом с церковнословянскими словами в «Житиях» употреблялись украинские. В результате длительного «исправления» украинское ударение и слова были заменены русскими. Подверглись беспощадному «редактированию» тексты о восточнославянских святых, в первую очередь киево-печерских. Кстати, свои проповеди, духовные стихи митрополит Дмитрий писал на современном в то время украинском литературном языке. Этот важный момент исследовал Иван Огиенко (митрополит Илларион), который пришел к выводу: «...не Святитель винний у тому, що його твори перекладали на мову російську і видають їх за культурні цінності російські. І не Святитель винний у тому, що його, українського патріота, росіяни обманно зробили росіянином. І не Святитель винний у тому, що його, святого українського, фальшиво записують до святих самої російської церкви».
Только через годы, через века украинский народ смог осознать эту действительно трагичную картину. Даже в «Історії російської літератури», изданной в 1907 году, указывалось, что во времена Дмитрия Туптало Москва нуждалась в помощи киевлян в книжных делах и образовании, где москвичи слишком часто не знали элементарного. По воле Божьей, несмотря на большую несправедливость, имя великого сына Украины вернулось на родную землю во всем своем величии и святости.