Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чтобы либерализировать газовый рынок,

следует ограничить монополизм поставщиков
20 марта, 2006 - 19:52

Вчера стало известно, что украинское правительство 15 марта создал рабочую группу по разработке рыночных подходов к формированию цены на импортированный газ. Свои предложения группа должна представить уже через месяц. В данное время в Украине решением правительства цена продажи газа ограничена до 0 за тыс. кубометров, тогда как газ импортируется в страну по цене за тысячу кубометров.Сегодня практически единственным газотрейдером в нашей стране (кроме дочерних подразделений НАК «Нефтегаз Украины») является совместное предприятие «Укргаз-энерго». Как это повлияет на экономику Украины? Об этом в интервью с президентом Ассоциации «Газовые трейдеры Украины» Романом СТОРОЖЕВЫМ.

— Как отнеслись независимые газовые трейдеры к установлению квоты для «Укргаз- энерго» в размере 5 млрд. кубометров?

— На наш взгляд это решение НКРЭ является взвешенным, объективным и полностью отвечает требованиям антимонопольного законодательства. «Укргаз-энерго» в будущем может рассчитывать на увеличение квоты. Пока что около 30 миллиардов внеквотных кубометров, которые, безусловно, должны выйти на оптовый рынок, существенно будут стимулировать его бурное развитие. Правда, подобный оптимистический сценарий станет возможным только при условии, если торговля этими объемами газа будет осуществляться на недискриминационных и прозрачных основах, когда все трейдеры, которые желают купить газ в «Укргаз-энерго» будут иметь равный доступ к ресурсу независимо от того, связаны они какими-то другими отношениями с руководством СП или нет. Наша ассоциация надеется на рыночные, партнерские и взаимовыгодные отношения с «Укргаз-энерго», что пойдет на пользу как газовому рынку, так и государству в целом.

— Как повлияют новые правила на бизнес газовых трейдеров?

— Если говорить о том, будет ли выгодным бизнес для игроков на газовом рынке по новым правилам, то, согласно подсчетам Ассоциации, рентабельность всех субъектов будет оставаться удовлетворительной. 15 долларов прибыли на тысячу кубометров, которые составляют разницу между стоимостью газа на входе и предельной отпускной ценой, является довольно неплохим показателем для двух субъектов цепи, т.е. «Укргаз-энерго» и трейдера. Единственным негативным моментом является то, что газовые трейдеры будут вынуждены уменьшить отсрочку для предприятий по расчетам за поставленный газ. Она может быть не больше трех недель с момента начала поставки. Однако сам факт появления большого количества новых игроков и активизация старых уже является очень позитивным моментом для всего рынка.

— В чем же польза для рынка от присутствия большого количества посредников?

— Прежде всего, необходимо помнить, что СП «Укргаз-энерго» является монополистом, который, по существу, владеет 75% баланса газа Украины. И отдавать в одни руки торговлю стратегическим для страны ресурсом очень опасно. Разделив газ между посредниками, мы создаем конкурентную среду, оживляем оптовую торговлю газом и при этом, что самое главное, оставляем цены на газ для промышленности не выше, чем предусмотрено НКРЭ в размере 110 долларов за тысячу кубометров. Кроме того, привлечение как можно большего количества игроков на газовый рынок будет стимулировать его либерализацию.

Но в действительности решение НКРЭ, которым ограничена квота для работы «Укргаз-энерго» на украинском рынке, еще далеко не полностью избавляет от монополизма этой структуры. Чтобы избавиться от ее монопольного положения на внутреннем рынке нам необходимо заключить с «Росукрэнерго» соглашение о закупке газа по ценам, предусмотренным ранее подписанными договоренностями. Только в этом случае мы получим почти полностью конкурентный рынок газа, правда ограниченный предельными отпускными ценами и одним внешним поставщиком.

Но и это еще не является окончательным разрешением проблемы. При умной и последовательной политике в ПЭК мы, конечно, могли бы выстроить эффективную модель конкурентного рынка, наладить прозрачную оптовую торговлю через биржу или аукционы, сбалансировать спрос и предложение и согласовать приемлемую цену. Однако все усилия будут напрасны, если вдруг «Росукр-энерго» по разным причинам не сможет в дальнейшем поставлять «Укргаз-энерго» топливо по согласованным объемам и ценам. Таким образом, для перехода к свободному газовому рынку нам необходимо, кроме нивелирования монополии «Укргаз-энерго», как главного оператора на внутреннем рынке, снизить риски, которые вытекают из монопольного положения «Росукрэнерго» в качестве единственного поставщика газа в Украину.

— Каким образом это можно было бы сделать?

— К сожалению, главной проблемой, которая возникла после подписания газовых соглашений, является то, что отныне мы полностью отказались от диверсифицированных поставок из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана и получили одного поставщика — «Росукрэнерго». Следовательно, о диверсификации внешних источников газа речь не идет, поскольку мы уже предприняли шаг в обратную сторону.

Поэтому придется привлекать внутренние ресурсы через увеличение собственной добычи, сокращение энергопотребления и внедрение новых технологий (например, по добыче шахтного метана). Кроме того, учитывая невозможность построения в ближайшем будущем альтернативных газопроводов с Ближнего Востока, необходимо значительное внимание уделить строительству морских терминалов сжиженного газа, чтобы обезопасить себя от любых сюрпризов со стороны «Росукрэнерго».

— Будут ли, на ваш взгляд, пересмотрены газовые соглашения с Россией после выборов?

— Вероятность подобного сценария является невысокой. Всем известно, что Туркменистан заключил соглашение о поставке газа на объемы, которые превышают физические возможности этой страны. Таким образом, единственная возможность для Украины получать газ туркменского происхождения — это его закупка у «Росукрэнерго». Конечно, можно судиться с Туркменистаном, доказывать, что он, согласно контрактов, обязан поставлять нам газ, и даже выиграть дело. Но дополнительных объемов от этого не появится. Поэтому вряд ли кто-то из политиков, которые ныне находятся при власти, захочет лишать страну топлива. Мы также надеемся, что и новые политики, которые придут в парламент, воздержатся от необдуманных шагов. Ассоциация призывает их отказаться от использования газового вопроса для давления или торга при распределении парламентских комитетов и министерских портфелей. Понимая сложность и неоднозначность соглашений по созданию СП «Укргаз- энерго», ассоциация, тем не менее считает опасным и рискованным их пересмотр, который будет продиктован не стремлением отстоять национальные интересы, а получить политические или любые иные дивиденды. Надеюсь, до этого не дойдет. С избранием руководящих органов парламента и правительства страсти улягутся. Кроме того, пересмотр соглашений возможен только по обоюдному согласию сторон, и не иначе. А российская сторона, насколько мне известно, пока что не проявляла такого желания.

Светлана ВИК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ