Сегодня в Украине понятие «национальный интерес» употребляется не так уже и часто — разве что во время предвыборной агитации. Его редко услышишь на улице или в транспорте от рядовых людей. Однако это не просто словосочетание. Определенным образом его можно связать с понятием патриотизма, поскольку и то, и другое является высказыванием глубоко уважительного отношения к собственному государству и потребностям его развития. На днях представители украинского малого и среднего бизнеса, владельцы и топ-менеджеры промышленных, сельскохозяйственных и юридических фирм с украинским и иностранным капиталом, а также ученые-гуманитарии собрались за круглым столом, чтобы найти ответ на интересный вопрос: является ли успешный украинский бизнес проявлением национального интереса и, в частности, что именно составляет национальный интерес в гуманитарной сфере современной Украины?
«По этому случаю можно выделить две проблемы, — рассказывает глава Клуба имени Евгения Чекаленко, доктор филологических наук, профессор Владимир Панченко. — Первая — это проблема качества элит, вызванная историческим наследием могущественной традиции «малороссийства», а как следствие мы наблюдаем сегодня сдачу национальных интересов теми, кто должен бы их защищать. Во-вторых, это проблема качества общества, которая проявляется в том, что мы, украинская нация, теряем свое лицо. Необходимо заботиться обо всем том, что составляет нашу украинскую традицию, культуру, без которых мы постепенно будем превращаться в россиян. Используя опыт демократических, развитых государств мы придем к выводу, что национальная гордость — категория экономическая. Необходимо защищать все украинское, в том числе, и бизнес. Современное украинское общество очень нуждается в гордой, сильной, сознательной буржуазии».
Что же мешает ее формированию и развитию? По мнению директора юридической компании «Правовые системы» Александра Лозицкого, главной проблемой является неопределенность политики государства в гуманитарной сфере. Украинский предприниматель не заинтересован в развитии культурной сферы вследствие того, что государство не создало для этого предпринимательских основ. Сегодня речь идет о поддержке украинского шоу-бизнеса, кино, книгоиздания и книгораспространения исключительно за счет государственных дотаций. И наоборот, в мировой практике эти сферы давно функционируют на коммерческих основах, сюда привлекаются частные средства на выгодных льготных условиях. Именно здесь мы должны перенять опыт России, которая давно изменила систему работы в этой сфере. К тому же многие законодательные акты, принятые украинским парламентом, либо долгое время не могли вступить в действие, либо их выпол нение до сих пор тормозится. На пример, в 2003 году был принят Закон «О государственной поддержке книгоиздания в Украине» (в соответствии с которым вся продукция книжных издательств, кроме продукции эротического характера, освобождается от налогообложения), но действовать он начал фактически только с начала прошлого года. Важным аспектом является также благотворительная деятельность. Ее поддержка и поощрение должны стать едва ли не ведущим направлением политики государства в гуманитарной сфере.
Возникает вопрос: может ли влиять язык на успешность бизнеса в Украине? «Бизнес может быть успешным только в сочетании с определенными социокультурными ценностями, — считает доктор филологических наук, заведующий кафедрой Национального университета «Киево-Могилянская академия» Лариса Масенко. — В частности, бизнес-круги имеют большое влияние на развитие престижности языка благодаря собственному примеру. Ведь успешный человек, достигший определенных вершин в бизнесе, вызывает уважение окружающих, а следовательно — и язык, на котором он говорит».
Председатель правления «Крафт Фудз Украина» Юрий Логуш считает, что доминирование в украинском бизнесе русского языка параллельно приводит к «изоляции» всех национальных признаков. Такая ситуация очень напоминает советские времена, когда в промышленной сфере, как и в других, господствовала тотальная русификация. Как следствие, мы противопоставляем все российское как проявление славянского, православного всему западному — как чужому, несвойственному нам. А это очень опасная тенденция, учитывая здоровые экономические интересы Украины. Если мы стремимся выйти на западные рынки, стать равноправным партнером, необходимо внедрять опыт демократического ведения бизнеса. Однако, чем дольше мы «усваиваем правила» бизнеса по-русски, тем больше мы отдаляемся от европейских стандартов, к которым так стремимся. Все это приводит к тому, что украинский бизнес становится зависимым, находится в тени российского. Изменить ситуацию можно через глубокие общественные изменения, культуру, всю гуманитарную сферу. Общество должно стать сознательным относительно украинского языка и государство должно всячески это поддерживать.
«Нужно любить Украину не до глубины своей души, а до глубины своего кармана», — говорил выдающийся украинский общественный деятель конца XIX — начала XX веков Евгений Чикаленко. В современных условиях это изречение означает, что развитие украинского бизнеса и украинского общества — явления взаимозависимые, они оба входят в число национальных интересов Украины. Экономически стабильное общество наконец забудет о таких искусственно созданных проблемах, как «Восток или Запад», «украинский язык или русский» и начнет руководствоваться реальными интересами государства, которое обеспечивает ему благосостояние. Необходимо помнить, что никто, кроме нас самих, не построит процветающую и богатую Украину. А поэтому государство должно как можно быстрее начать создание целостной законодательной и исполнительной системы для регулирования деятельности бизнеса в гуманитарной сфере. Это соответствовало бы основным принципам предпринимательства и защиты национальных интересов в этой отрасли.
P.S. Полный текст обращения участников круглого стола «Украинский бизнес: осознание национальных интересов (гуманитарный аспект)» к государственной власти Украины, политическим партиям и общественности читайте здесь.