То, что согласно закону о выборах субъектами избирательного процесса могут быть только партии и блоки, ничуть не умаляет мобилизующей роли национально-культурных и других организаций, объединяющих жителей Крыма по национальному или даже по религиозному признаку. Партии и блоки, как правило, подписывают с ними соглашение о взаимодействии, обязуясь в обмен на голоса решить те или иные национальные проблемы. В деле привлечения электората эта практика оправдала себя на многих выборах, и поэтому в нынешнем году стала в Крыму особенно распространенной. Наиболее известны два таких примера. Еще «лагерная дружба» между двумя советскими диссидентами Вячеславом Чорновилом и Мустафой Джемилевым, сформировавшаяся вследствие преследования в СССР национальных движений украинцев и крымских татар, переросла в политическую дружбу созданных ими Руха и меджлиса. В результате уже много лет Народный Рух Украины сохраняет политический блок с меджлисом крымскотатарского народа, что гарантирует НРУ поддержку крымских татар в Крыму, а это практически 8—10% голосов, чего Рух на полуострове без крымских татар не смог бы добиться. А крымским татарам — избрание, по крайней мере, двух народных депутатов в парламент Украины, что без Руха было бы немыслимо для народа, не составляющего и полпроцента электората страны. Нынешнюю избирательную кампанию как в Верховную Раду Украины, так и в парламент Крыма и местные советы, НРУ и меджлис крымских татар ведут под лозунгом «Мы не меняем друзей!».
Второй пример — создание и поддержка Мусульманской партии со стороны Партии регионов. Не секрет, что эта партия с центром в Донецке создавалась с целью мобилизации голосов украинских мусульман, в первую очередь, живущих в Крыму, на сторону донецких политиков. «Связка», в определенной мере, сработала во время прошлых президентских выборов и, по данным социологов, до 10—15% крымских татар проголосовали за бело-голубого кандидата. Однако такая поддержка, видимо, не удовлетворила Партию регионов, и в канун нынешней избирательной кампании Партия мусульман на последней конференции просто самораспустилась, призвав своих бывших членов коллективно вступить в Партию регионов. Даст ли это больший эффект для привлечения голосов крымских татар, покажут выборы. Однако сама по себе идея привлечь на свою сторону то или иное национально-культурное объединение многими партиями считается довольно соблазнительной перспективой.
С другой стороны, и сами национальные объединения не прочь обменять свои голоса на поддержку будущих депутатов. Так, несколько недель назад в Крыму состоялась совместная конференция Федерации казанских татар и башкир Крыма с активом партии «Наша Украина». На конференции шла речь о соглашении, согласно которому будущие депутаты от НСНУ взамен на поддержку Федерации, куда входят как минимум 10—15 тысяч избирателей, обязались отстаивать в Верховной Раде Крыма интересы Федерации — создание этнических деревень Малый Татарстан и Малый Башкортостан, строительство здания для национально-культурного центра Федерации, издание газеты и другие мероприятия по активизации национально-культурной жизни татар и башкир Крыма. Естественно, что успех мероприятия покажут сами выборы и послевыборная работа будущих депутатов, но сам замысел такого сотрудничества — при добровольном и обоюдном согласии сторон! — не может не иметь хороших перспектив.
Особенно стараются многие партии включить в свои списки кандидатов от крымских татар, чтобы привлечь на свою сторону наиболее массовый и организованный народ, то есть электорат. На днях избирком Крыма опубликовал избирательные списки кандидатов в депутаты ВР АРК от всех 47 блоков и партий. В общей сложности в списках состоят 1622 кандидата, из которых 68, или 4,19% — крымские татары. Наибольшее количество крымских татар зарегистрировано в списке Крымской краевой организации Народного Руха Украины — 27 из 50 включенных в список кандидатов. Таков результат уже упоминавшегося соглашения о сотрудничестве между меджлисом крымскотатарского народа и Народным Рухом Украины. Кандидатуры, выдвинутые курултаем в ВР Крыма и районные и городские советы автономии, идут по партийному списку НРУ. Только в первой десятке списка кандидатов в депутаты крымского парламента, которую многие считают проходной частью, восемь крымских татар.
Процент крымских татар в списках других партий и блоков гораздо ниже. На 46 остальных участников выборов в крымский парламент приходится 41 кандидат в депутаты из крымских татар. Среди них выделяется Крымскотатарский блок, созданный как политический оппонент меджлиса и НРУ. В его списке 9 кандидатов в депутаты ВР АРК, из которых 7 — крымские татары. «Как считают в меджлисе, основной и тайной задачей Крымскотатарского блока является дезориентация крымскотатарского электората уже самим фактом своего участия в выборах под таким подкупающим названием», — говорит делегат курултая Эльведин Чубаров. Однако лидер Крымскотатарского блока, экс-вице-премьер-министр крымского правительства Эдип Гафаров считает, что крымские татары, как и любой другой народ, имеют право не голосовать «строем» и не следовать рекомендациям меджлиса, а иметь любые другие политические пристрастия и поддерживать любую политическую силу. Крымскотатарский блок, судя по всему, рассчитывает получить поддержку протестующей части крымскотатарских избирателей, не удовлетворенных тем, как решаются насущные национальные проблемы со стороны меджлиса.
Стремлением привлечь на свою сторону крымских татар отличились и другие политические силы, включающие их представителей в свои избирательные списки. Эльведин Чубаров считает, что партиями в данном случае движет не стремление помочь народу, возвращающемуся из депортации, а меркантильное стремление получить как можно больше голосов, ничего не дав взамен, иначе партии включили бы кандидатов крымских татар в проходные части списков, а не в самый его конец. Так крымская организация Компартии Украины, выдвинув список из 100 кандидатов (т.е. на все места в крымском парламенте), выделила крымским татарам места под номерами 33, 35, 44, 60, хотя имеют реальный шанс пройти, как считают в Крыму, только первые десять кандидатов. Партия «Союз» разместила в своем списке из 97 человек только одного крымского татарина аж на 71 месте. «Народный блок Литвина» в списке из 96 кандидатов в депутаты отдал крымским татарам места под номерами 33 и 90. Блок «Наш Крым» в списке из 84 человек отвел крымским татарам места под номерами 40, 54, 70, 72. «Оппозиционный блок НЕ ТАК!» в списке из 99 кандидатов разместил троих крымских татар под номерами 52, 79, 81. Блок Юлии Тимошенко в список из 97 фамилий включил крымских татар под номерами 17 и 71.
Как видим, меджлис проверяет заверения о любви к крымским татарам большинства политических партий и блоков порядковыми номерами в их избирательных списках. И то, что эти места практически везде непроходные, говорит, с точки зрения меджлиса, о намерении всего лишь использовать крымских татар в своей предвыборной агитации. КРО партии «Третья сила» разместила трех крымских татар под номерами 20, 25, 26 в списке из 28 кандидатов, а одного даже включила в первую «пятерку». Партия патриотических сил Украины разместила крымских татар 2-м и 7-м номерами в списке из 17 кандидатов, в списке Блока Лазаренко — под номером 5, а Партия политики Путина — под номером 18 в списке из 30 кандидатов, но надежды этих партий попасть в Верховную Раду АРК, а, значит, и вероятность крымских татар быть избранными очень призрачны. Поэтому, скорее всего, фракция крымских татар, если она будет создана в новой Верховной Раде Крыма, как и раньше, будет состоять из кандидатов от меджлиса и НРУ. Но, возможно, к ним также примкнут не менее трех кандидатов из списка Крымскотатарского блока, если они вообще пройдут в парламент.
Достаточно массовое выдвижение крымских татар от партий и блоков в органы крымского самоуправления создает статистическую интригу — на прошлых выборах в советы именно такая тактика дала возможность им составить 14% всего депутатского корпуса Крыма (советов всех уровней) при численности крымскотатарских избирателей примерно 11—12%. Из этого следует, что за крымских татар голосовали не только их этнические собратья, но и другие местные жители. А поскольку крымские татары-депутаты, как правило, отличались от своих коллег-славян высокой активностью и отстаиванием прав простого народа, что, несомненно, придало им авторитет среди местных жителей всех национальностей, то сейчас они имеют все шансы повторить успех и занять во всех крымских советах не менее 14—15% мест. Удастся ли это крымским татарам — посмотрим после выборов...