Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Подъем Индии

Запад «записывается» в союзники Дели
27 февраля, 2006 - 19:32
ЖАК ШИРАК И МАНМОХАН СИНГХ / ФОТО РЕЙТЕР

Во время визита французского президента Жака Ширака в Индию, состоявшегося в начале недели, была подписана декларация о сотрудничестве в ядерной и военной сфере. Это еще раз подтвердило восход Индии как экономической и дипломатической державы. «Стратегическое партнерство», которого время от времени добивались и Америка, и Европейский Союз с Китаем, выглядит как более вероятным, так и более желательным с демократической Индией.

С мусульманским президентом, сикхским премьер-министром, индусским министром иностранных дел и христианским президентом правящей Партии Конгресса иностранного происхождения Индия демонстрирует столь же замечательную историю успеха, как и двадцатилетний бум, который обеспечила Коммунистическая партия Китая. Действительно, начиная с 1991 года, когда разразился кризис платежного баланса, Индия растеряла свое социалистическое наследие и объявила о среднем ежегодном росте ВВП в 7,5% — чуть медленнее, чем в Китае. Индия открыла свою экономику для мировой торговли и начала приватизацию многих принадлежащих государству отраслей промышленности (хотя часто слишком медленно).

Бизнес высоких технологий очень помог в этом, показав, что Индия больше выигрывает, чем теряет от конкуренции на глобальном рынке. Возможно, впервые с изобретения нуля у Индии появился товар повышенного спроса для продажи — и на этот раз она может оставить прибыль себе. Более того, разразилась глобальная война предложений для индийского интеллекта.

ЕС во что бы то ни стало хочет участвовать в подъеме Индии. Первый спутник ЕС Галилео — задуманный как альтернатива американской системе GPS (Глобальная cистема навигации и определения положения) — был запущен в конце декабря при участии Индии в качестве полноправного партнера. Также в декабре Индия стала последней нацией, которая вступила в команду ЕС по работе над созданием Международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР), целью которого является производство электричества с использованием ядерного синтеза, как это происходит на солнце.

По понятным историческим причинам Великобритания шла во главе построения связей между ЕС и Индией. Индийский бизнес, конечно, предпочитал Великобританию другим странам в Европе по причинам языка и культурных связей, но даже это меняется по мере того как индийские инвестиции распространяются по всему континенту.

В некотором смысле демократия Индии иногда препятствует быстрому экономическому росту. В отличие от Китая, правительство Индии не может просто действовать деспотически в отношении местных интересов, скажем, сравнивая с землей деревню, чтобы построить шоссе или дамбу. Но это та жертва, которую, судя по всему, Индия вполне готова принести, чтобы защитить свои свободы.

Такая готовность принести эту жертву особенно касается сегодняшнего индийского правительства правящей Партии Конгресса, которое полагается на поддержку со стороны Левого фронта Коммунистической партии. Коммунисты Индии (в отличие от китайских) продолжают следовать своей идеологии, и Левый фронт противостоит приватизации государственных активов, снимая шляпы перед прямыми иностранными инвестициями, что и создает более гибкий рынок труда.

И все же необходимые реформы, которые относятся к тому времени, когда премьер-министр Манмохан Сингх был министром финансов в 1991 году, и включают либерализацию внешней торговли и разрушение «власти лицензии», все еще продолжаются. Это явно в интересах Индии объединить свои силы с ЕС во время переговоров внутри Всемирной торговой организации для того, чтобы снизить протекционистские барьеры, особенно в области услуг, таких как бухгалтерское дело, право и финансы, т.к. это освободит торговлю и вызовет более крупные инвестиционные потоки.

К Индии уже относятся с растущим уважением на всемирных экономических встречах. Когда перед ВТО встают проблемы «новой экономики», такие как электронная коммерция, Индия, ЕС и Соединенные Штаты часто оказываются на одной стороне. По проблемам «старой экономики» идеологические столкновения уступили место жестким переговорам, как произошло в раунде торговых переговоров в Дохе. Индия поддерживает «Раунд тысячелетия» торговых переговоров, но отвергает любую взаимосвязь между торговлей и нормативами труда. Индийцы стремятся к более быстрой либерализации торговли текстильными и швейными изделиями; ЕС хочет более эффективного обеспечения защиты прав на интеллектуальную собственность. На самом деле, Индия очень хочет делиться интеллектом с ЕС в борьбе с международным терроризмом.

Основная проблема в продвижении такого стратегического партнерства лежит главным образом внутри ЕС, где существует раскол между сторонниками протекционизма и защитниками свободной торговли. В частности, ЕС должен противостоять призывам южно-европейских производителей текстиля ввести более высокие тарифы, поскольку эти предприятия не смогли перестроить свою структуру, несмотря на многочисленные предупреждения в течение последнего десятилетия сделать это.

Действительно, ЕС должен рассматривать экономический рост в Индии не как конкурентоспособную угрозу, а как блестящую возможность, которая принесет пользу всем. Мировая экономика — это не игра с нулевой суммой, и задача европейских политиков будет состоять в том, чтобы объяснить это членам ЕС, особенно таким странам, как Франция, которые сопротивляются глобализации и очень хотят построить «Крепость Европы». Визит Ширака дал Индии прекрасный момент для того, чтобы прояснить, что стратегические партнерства и протекционизм (который, кажется, проявляется в попытках Франции заблокировать предложение компании Mittal Steel о покупке контрольного пакета акций бельгийско- французской сталелитейной компании Arcelor) не совместимы.

Второй пункт сближения между индийскими и западными интересами — тот, о котором, скорее всего, не будет упомянуто во время визита Ширака: Индия, возможно, может послужить противовесом Китаю. Мир начинает замечать, что в Индии почти такое же население, как в Китае, плюс более мягкая система правительства и никаких замыслов в отношении ее соседей. Китайские ястребы как в Индии, так и на Западе мечтают о том, что «стратегическое партнерство» соединит крупнейшие демократические государства мира.

Это произойдет не скоро. Безусловно, Индия так же настороженно относится к Китаю, как и некоторые люди в Европе и Америке. В конце концов, Китай предоставил большую часть технологии ядерного оружия Пакистану и победил Индию в войне 1962 году; их границы в некоторых местах все еще остаются спорными. И все же ни Индия, ни ЕС не хотят, чтобы их дружба была частью антикитайской оси. Действительно, Индия по большей части преуспела в том, чтобы положить конец резкому охлаждению в отношениях, которое установилось после 1998 года, когда она объявила Китай основной целью своего ядерного оружия. Однако все — Европа, Индия и Америка — осознают, что сегодняшняя дружба может стать завтрашним союзом в случае, если Китай будет настроен враждебно.

Чарльз ТАННОК — представитель комитета иностранных дел Консервативной партии Великобритании в Европейском парламенте

Чарльз ТАННОК. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ