В статье «Голые короли избирательного процесса» («День» №26, 18 февраля 2006 г.) шла речь о необходимости коренного изменения технологии избирательного процесса, поскольку есть существенные расхождения между реалиями жизни и требованиями законов Украины о выборах народных депутатов и депутатов местных органов власти.
Сомнение автора в целесообразности использования кабин для голосования кое-кто может расценить, как незнание им Конституции Украины и Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины». Это не так.
Многие еще помнят, как проходили выборы во времена советской власти. Фактически задача избирателя (точнее, гражданина) заключалась в том, чтобы, получив бюллетень, перенести его со стола к избирательной урне и вбросить туда. Поскольку в бюллетене была только одна фамилия, то и выбирать не было из кого. Поэтому заходить в кабинки, которые стояли в стороне, не было никакого смысла. А если человек заходил в кабинку, это могло вызывать заинтересованность соответствующих органов относительно его действительного отношения к единственному кандидату нерушимого блока коммунистов и беспартийных. В течение дня голосования многочисленные агитаторы бегали по домам и буквально выталкивали людей на избирательные участки. А когда избирательные участки закрывались, члены комиссий, при полном согласии, вбрасывали неиспользованные бюллетени в урны, обеспечивая почти стопроцентную поддержку кандидата. Так было всегда.
Конституция современной Украины гарантирует избирателям свободное волеизъявление на основании общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. И это — большое достижение. В свою очередь, в Законе Украины «О выборах народных депутатов Украины» обстоятельно выписаны все детали подготовки, организации и проведения голосования. В частности, в статье 81 изложены требования к помещениям для голосования. Требования жесткие и вполне оправданные. Но проблема заключается в том, что в Украине нет достаточного количества помещений, пригодных для нормальной работы избирательных комиссий и организации и проведения голосования. Согласно закону, количество избирателей на одном участке не может быть больше двух тысяч человек. Фактически, при отсутствии помещений, есть участки, за которыми закреплено до трех тысяч избирателей. Бывает и больше.
В части четвертой статьи 83 Закона Украины «О выборах...» сказано, что избиратель может находиться в помещении для голосования только в течение времени, необходимого для голосования. Понятно, что для каждого избирателя это будет свое время. Это обстоятельство — принципиально важное, поскольку в части пятой этой же статьи сказано следующее: «Избирательные бюллетени заполняются избирателем лично в кабине для тайного голосования». А теперь попробуем спрогнозировать, что будет происходить на избирательных участках 26 марта. С помощью простых арифметических действий довольно легко показать, что в этот день вся страна переживет мощный психологический, моральный и физический стресс, обусловленный невозможностью для многих избирателей свободно и достойно реализовать свое избирательное право.
Итак, возьмем для примера участок с теоретически максимальным количеством избирателей — 2000 граждан. Предположим, что каждому избирателю будет достаточно в среднем пяти минут, чтобы разобраться с кучей бумаги, которую он получит. На самом деле многим понадобится значительно больше времени. Следовательно, все избиратели, в лучшем случае, потратят на голосование 10000 минут. Предположим далее, что на участке будет пять кабин для голосования. На самом деле, хорошо, если их будет четыре. Таким образом, каждая кабина будет задействована в течение 2000 минут, или 33 часов 20 минут! А согласно части первой статьи 83 закона о выборах, на все голосование отведено 15 часов. Как видим, ситуацию может спасти только массовая неявка избирателей. Но все будет наоборот.
Неизбежная безалаберщина на участках и массовые нарушения закона, вытекающие из этого, обусловлены самим законом и принятой технологией избирательного процесса. Значительная (если не большая) часть избирателей будет заполнять полученные бюллетени где угодно, только не в кабинах, а значительное количество людей так и не сможет реализовать свое конституционное право, поскольку участки будут закрыты в 22.00. И снова будет масса жалоб, заявлений и замечаний, и снова никто не примет их во внимание, понимая, что на то есть объективная причина — несовершенство закона Украины.
От кого и почему избиратели обязаны прятаться в кабинах, заполняя бюллетень? Может, в наше время сплошной демократии, стоит позволить избирателю делать это не обязательно, а по желанию?
Но пойдем далее. Аж дух захватывает от крамольной мысли: а не унижается ли человеческое достоинство, когда во время всеобщей грамотности избирателя заставляют в спешке ставить или крестик, или нолик в почти метровом бюллетене? Разве не сможет современный избиратель написать название партии или фамилию кандидата (или их порядковый номер в списке)? Если так, то не лучше ли сделать это дома в спокойной обстановке, использовав унифицированный для всех выборов бюллетень со своей персональной книжки избирателя? Всю необходимую для своего выбора информацию каждый избиратель получает в неограниченном количестве при помощи средств массовой информации и агитационных материалов. Заполненный бюллетень в конверте относится на избирательный участок, где избиратель отмечается в списке и бросает конверт в урну. Тайна голосования гарантирована! У избирателей, которые не могут ходить, есть возможность отправить свой конверт с бюллетенем по почте и получить обратное сообщение о том, что их голос учтен. Понятно, что нет потребности выписывать в газетной статье все детали возможной организации избирательного процесса. Тем более, что вариантов может быть много.
Важно одно: необходимо отойти наконец от громоздкой, затратной, «инфарктно-инсультной» системы выборов и превратить их в настоящий праздник демократии для всех субъектов избирательного процесса.