Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Летать охота!

Через 5—7 лет в Украине начнется дефицит пилотов
23 февраля, 2006 - 19:22
ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ЛЕТЧИКОВ В КИЕВЕ НЕ ВЫПУСКАЛИ. НО ВОТ УЖЕ ДВА ГОДА, КАК ИХ ОБУЧЕНИЕ В НАУ ВОЗОБНОВИЛОСЬ. ПРОФЕССИЯ НАБИРАЕТ ВСЕ БОЛЬШУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ / ВАНЕ, КАК И БОЛЬШИНСТВУ ЕГО ОДНОКУРСНИКОВ, ДО СИХ ПОР НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ЛЕТАТЬ НА НАСТОЯЩЕМ САМОЛЕТЕ — ГОСУДАРСТВО НЕ ВЫДЕЛЯЕТ ДЕНЕГ НА ЛЕТНУЮ ПРАКТИКУ ИВАН КРАВЧЕНКО (В ЦЕНТРЕ) И АНТОН АНДРИЕНКО (СЛЕВА) МЕЧТАЛИ СТАТЬ ЛЕТЧИКАМИ С САМОГО ДЕТСТВА, А ЙАЙА ДРАМЕХА ОТПРАВИЛИ УЧИТЬСЯ ЛЕТАТЬ В НАШУ СТРАНУ ИЗ АРМИИ ГАМБИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВЫДЕЛЯЕТ

Опять входит в моду героическая и романтическая мужская профессия — пилот. В ближайшую пятилетку на пенсию уйдет основной летный состав многих украинских авиакомпаний, поскольку средний возраст украинского пилота — 45, а на пенсию их списывают не позднее 50—55 лет. Соответственно на их места потребуются молодые специалисты. Вот только где их взять? Государственная летная академия в Кировограде выпускает в среднем 25 летчиков для гражданской авиации в год, что недостаточно для Украины, имеющей около 120 авиакомпаний. А в Национальном авиационном университете Киева только два года назад возродили подготовку пилотов на факультете летательных аппаратов. Насколько престижна сейчас эта профессия и каковы ее ближайшие перспективы. «День» решил расспросить у будущих летчиков и их наставников.

«Я с самого детства хотел быть летчиком, мой папа военный авиатор, — рассказывает студент второго курса факультета летательных аппаратов НАУ Иван Кравченко. — Я пошел в гражданские, потому что не выдержал бы строгой дисциплины. И совсем не жалею, что стану летчиком, а не юристом или лингвистом». Ваня лучший студент на втором курсе, отличник. Но ему, как и многим его однокурсникам, до сих пор так и не удалось ощутить свободного полета. Он учится на бюджете. А Министерство науки и образования выделяет финансирование только на теоретическую подготовку.

Кто должен оплачивать практические вылеты в этой ситуации — неизвестно. Потому первая летная практика будущих покорителей небес до сих пор не состоялась.

Полетать они могут только за собственные средства. «Я всю жизнь рядом с самолетами, — рассказывает студент НАУ Антон Андриенко. — Мои родители работали в филиале авиазавода «Авиант», а я рос среди железных птиц и увлекался сборкой моделей самолетов, мечтал стать летчиком. И вот в НАУ моя мечта начала сбываться. Мне уже удалось полетать. В моей летной книге числится 12 часов и шесть самостоятельных вылетов. Я летаю на аэродроме «Чайка». Там мы были на производственной практике, помогали следить за техническим состоянием самолетов. Практика закончилась, а я попросил разрешения там поработать. Взамен за мою работу техником мне дают полетать».

Из-за отсутствия летной практики срывается карьера этих молодых ребят. Романтическая судьба будущих летчиков в виде выглаженной формы с белоснежными воротничками, пролетающего за окном мира и любимой девушки в аэропорту, ждет далеко не всех. Спрос на рынке труда на летчиков всегда был и будет. Но вот выпускники украинских вузов не всегда подходят под требования авиакомпаний. Так, чтобы стать пилотом национальных авиалиний, нужно иметь запись в летной книге пилота о 150 часах полета (40 часов на учебном самолете и 110 часов — на двухмоторном) и свидетельство пилота коммерческой авиации (CPL), при этом один час аренды учебного самолета стоит в среднем $200. Поэтому практическая летная подготовка студентов-пилотов составляет основную затратную часть. С этой финансовой проблемой ежегодно сталкивается Государственная летная академия, поэтому 30% ее выпускников — не профессионалы, а пилоты-любители.

Именно поэтому последние десять лет летчиков в Киеве не выпускали.

«Планируется, что теоретическую часть образования для студентов-пилотов будет оплачивать Министерство науки и образования Украины, а практическую — Госавиаслужба», — рассказывает заведующий кафедрой аэродинамики и летной эксплуатации Аэрокосмического института НАУ Сергей Ищенко. — Мы недавно подписали такое соглашение. Поэтому надеемся, что наши студенты смогут без всяких проблем и финансирования со своей стороны уже весной начать налет нужного количества часов, позволяющее иметь свидетельство летчика коммерческой авиации. Такие высококлассные пилоты вполне конкурентоспособны на мировом рынке труда, ведь НАУ выпускало лучших летчиков с 1933 года».

Несмотря на все трудности и проблемы, профессия летчика набирает все большую популярность. В прошлом году, когда еще не был решен вопрос с финансированием практики, набор объявили исключительно на контрактную основу, чтобы за деньги студентов можно было обустроить их же практику. И даже тогда на одно место претендовало пять человек. Еще со времен Советского Союза в Украину приезжают учиться летному делу иностранцы. Сегодня в НАУ занимается, например, Йайа Драмех из Гамбии, которого сюда направило учиться правительство страны. Когда Йайа служил у себя на родине в армии, там заметили его способности и направили на учебу в Украину, так как у них нет учебных заведений, где готовят высококлассных летчиков. Йайа друзья посоветовали именно Киев. Когда он вернется домой, то будет работать на государство, которое оплатило ему обучение. Но Йайа не расстраивается, а говорит, что в его стране населения всего 2,5 миллиона и почти нет коммерческих авиалиний.

Студенты рассказывают, что для пилота важно сначала здоровье, потом — знания. «Отбор на факультет летательных аппаратов проходит в первую очередь не на приемной комиссии, а на медицинской, — говорит старший преподаватель Аэрокосмического института НАУ Василий Григораш. — Будущие летчики проходят медицинский отбор практически как космонавты». Студенты-летчики и впрямь считают себя космонавтами, но, несмотря на это, они остаются самыми обычными студентами. Могут попить пива, забыв о том, что нужно беречь здоровье. Оправдываются тем, что легендарный Ю. Гагарин, хотя курил и выпивал, а в космос все-таки первым полетел. Даже если у кого-то из будущих пилотов не получится пройти ежегодный медицинский осмотр, то это не беда. Выпускники факультета летательных аппаратов НАУ получают сразу две специальности: летчик и инженер летательных аппаратов. Так что с мечтами о железных птицах не придется расстаться. Не в небе, так на земле.

Анна МАЗИТОВА, «День». Фото Руслана КАНЮКИ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ