Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Подвергать ревизии человеческую боль?..

22 февраля, 2006 - 20:05

Вчера в «Дне» (№ 28) вышла информация о том, что австрийский суд приговорил к трем годам лишения свободы британского историка Дэвида Ирвинга, который публично отрицал уничтожение нацистами в годы Второй мировой войны евреев в газовых камерах. Очевидно, что эта тема определенным образом касается проблемы всестороннего изучения украинского Голодомора 30-х годов. В то время, когда через год наше государство перед мировым сообществом в ООН будет поднимать вопрос о признании Голодомора 1932—1933 гг. актом геноцида украинского народа, некоторые соотечественники, например КПУ, его публично отрицают. Собственно, «День» поинтересовался у своих экспертов, что они думают по этому поводу.

Тарас КОМПАНИЧЕНКО, кобзарь:

— Я против любых ревизий Голодомора, Холокоста как явлений геноцида и вообще любых этнических нападок, кого бы это ни касалось: евреев, украинцев, поляков или армян. Мне непонятно, что подвергается ревизии? Как можно публично отрицать Холокост, когда есть целый ряд документов, подтверждающих существование этого явления. Я — ученый, поэтому для меня этот вопрос не лежит в сфере политики. Нужно считаться с фактами. Если это заявление историка, то он должен предоставить свои серьезные документы и сильные аргументы. А мы их не видели. Если и он не видел этих документов, то как он мог сделать такие выводы? Что это — фальсификат? Что за этим стоит — политика или все-таки документы, о которых никто не знает. Это не известно. У нас в Украине тоже существуют силы, которые отрицают Голодомор. Вы что хотите делайте, а Голода не было: ни в 1921, ни 1932—1933, ни в 1947. И что с этим делать? А люди это пережили. Понятно, что такая реакция вызывает у многих людей, которые через это прошли, лишь боль и возмущение. И это очень тонкий вопрос — подвергать ревизии человеческую боль. Ведь за этим стоит судьба людей и их жизнь. И чтобы поднимать подобные вопросы, нужны чрезвычайно серьезные аргументы.

Сергей АРХИПЧУК, режиссер:

— То, как пострадал еврейский народ во Второй мировой войне, является фактом доподлинно известным во всем мире. В частности, в СМИ и в таком массовом секторе, как кино, тема Холокоста еврейского народа часто поднимается разными странами, в частности Америкой, Германией, Италией, Францией, Португалией. Украинцы, особенно представители Западной Украины, знают это непосредственно, потому что они были свидетелями коллективного уничтожения евреев. Это были, в частности, Волынь, Ровенщина, Житомирщина... И если кому-то из евреев удавалось сбежать, то украинцы им помогали, несмотря ни на какие национальные различия. Помогали и старым и малым, потому что в первую очередь человека воспринимали как человека, а не смотрели на расовые различия. Такие заявления могут быть только провокативного или какого-то болезненного характера. Поэтому о таком отрицании британского ученого и говорить не стоит. Отрицание общепризнанного факта возможно только для того, чтобы стать поводом для обсуждения или посеять мысль, что кому-то выгодно такое отрицание. Но факт Холокоста и Голодомора является очевидным. То, что было, нельзя изменить. А разные историки и политиканы пытаются одеть прошлое в разные одежды для того, чтобы выполнять свои локальные задания, прихоти и стремления. Однако то, как евреи относятся к своему прошлому, как они о нем заботятся, может быть хорошим примером для других народов.

Петр ТОЛОЧКО, академик Национальной академии наук Украины:

— Очевидно, истину отрицать трудно. Ни английские, ни украинские, ни любые другие историки отрицать сам факт того или иного события, в том числе и Холокоста, и Голодомора, не могут. Другое дело, как их интерпретируют, подают и так далее. Думаю, такие опровержения или отказы от установленного факта не делают чести историку. Хотя, я не думаю, что за это нужно сажать человека в тюремную камеру на целых три года. У него может быть какое-то особое мнение. Ну и что! Пусть он и живет со своим мнением. В частности, мне трудно сказать, чем руководствуются такие люди в своих заявлениях. Возможно, есть какие-то предубеждения относительно Холокоста или этнической принадлежности. Я не исключаю этого. В жизни бывает всякое.

Подготовила Юлия КАЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ