Вчера Верховная Рада приняла постановление и законопроект, в которых предложила ввести на полгода мораторий на приватизацию 50%+1 акции Никопольского завода ферросплавов: за это решение проголосовало 289 депутатов. В ответ Кабмин провел заседание рабочей группы по возвращению Никопольского ферросплавного в госсобственность. Правительство обозначило два пути возвращения акций — засчитать их перечисление ФГИ «Славутич-регистратором» или подать в суд на их хранителя — Укрсоцбанк. Будет ли выполнен правительственный «указ», или Фонд снова проигнорирует правительственное решение, учитывая что интересы социалистов странным образом отвечают пожеланиям нынешнего владельца НЗФ? Надо сказать, что накануне выборов СПУ Александра Мороза оказалась в невыгодном положении: она стремительно теряет электоральный ресурс, что сказывается и на внутрипартийной дисциплине. Если министры-социалисты Николаенко и Баранивский, нуждавшиеся в партийной поддержке для сохранения своих постов, еще признают авторитет партийного лидера, то Семенюк и Луценко начали проводить вполне самостоятельную политику. И если весь негатив от непоследовательных действий и необдуманных заявлений главного милиционера достался Президенту, который несет ответственность за назначаемых им силовиков, то позиция главы ФГИ Валентины Семенюк наносит ущерб как репутации правительства, так рейтингу и перспективам соцпартии.
Напомним, что Семенюк пыталась заблокировать повторную продажу «Криворожстали» с тем, чтобы сохранить за ее владельцем возможность восстановить контроль над комбинатом.
Руководство ФГИ подписало также меморандум (мировое соглашение) с «Аэросвитом», в результате которого не только были сняты все претензии к компании по поводу ее деятельности в аэропорту «Борисполь», но еще и выделены дополнительные земли в зоне аэропорта.
Но главным «коньком» главы ФГИ является Никопольский завод ферросплавов (НЗФ). Фонд более полугода затягивал вступление государства в права собственника (несмотря на наличие всех необходимых судебных решений). Да и вся стратегия Семенюк заставляет усомниться в прозрачности действий Фонда в вопросе НЗФ. Так, в интервью «Коммерсанту» (7.12.2006) руководитель ФГИ, поясняя причины замедленного возвращения предприятия государству, находит множество виновных, которые мешают ФГИ « выполнять решения суда». Это — исполнительные службы, которые игнорируют судебное решение, а частая смена их руководства мешает наладить стабильную работу. Еще одна причина — отсутствие руководителя концерна «Приднестровье» и его финансового директора. Но даже если бы все были на месте, а исполнительные структуры работали как часы, не факт, что ФГИ станет выставлять Никопольский завод на приватизацию. «Дайте сначала вернуть, а потом будем говорить…»— расплывчато обещает Валентина Петровна. Из чего следует: процесс возвращения затянется… И действительно дотянули до принятия в четверг Верховной Радой закона о закреплении в госсобственности 50% акций НЗФ и постановления о введении моратория на приватизацию указанного пакета акций. Впрочем, заместитель председателя правления «Приватбанка» Тимур Новиков отметил по этому поводу: «Как миноритарный акционер, мы к этому решению относимся положительно, особенно учитывая, что п.4 этого документа обязывает ФГИ осуществлять управление госакциями надлежащим образом». Отсюда следует вывод об отношении Семенюк и ее аппарата к своим обязанностям...
Понятно, что такие выводы не могли не коснуться партии, руководимой Морозом, заявляющей об отсутствии связей СПУ с так называемыми олигархами. Деяния Семенюк ставят это утверждение под вопрос.
При этом нельзя сказать, что у лидера СПУ не было и нет выхода. Когда министры-социалисты начали компрометировать партию, Мороз мог отозвать их из правительства, а, в случае отказа, исключить из рядов. Возможно, партия опасалась накануне выборов лишиться админресурса, а также финансовых поступлений в партийную кассу, зависящих от «принципиальной» позиции руководства Фонда?
В результате, соцпартия несет репутационные потери, проигрывая войны, ведущиеся ее министрами, например, мясомолочную. Эксперты отмечают: политический капитал социалистов был ими разбазарен, а электоральное положение приблизилось к критическому. Опросы дают партии от 3% до 5% на мартовских парламентских выборах.