Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Верю, что Аны останутся в небе»

6 февраля, 2006 - 20:25
ФОТО РЕЙТЕР

Украина торжественно отмечает «Антоновские дни» — великому украинскому авиастроителю, генеральному конструктору Олегу Константиновичу Антонову сегодня исполнилось бы 100 лет. И особенно актуально для всех украинских авиаторов звучит сегодня мысль патриарха: «Недостаточно делать самолеты на уровне мировых образцов. Надо быть впереди». Похоже, сейчас у нашей страны появилась такая возможность. Об этом, в частности, свидетельствует и пришедшее в «День» открытое письмо от потенциального инвестора из России, адресованное коллективу АНТК им. О.К.Антонова.

Уважаемые «антоновцы»!

7 февраля все авиастроители Украины, их коллеги в государствах бывшего СССР и в других странах мира отмечают 100-летний юбилей одного из величайших авиаконструкторов XX века — Олега Константиновича Антонова. Под его руководством создано 20 типов и более 80 модификаций самолетов разного класса и назначения — от многоцелевого Ан-2 до самого большого в мире серийного военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Самолет Ан-2, созданный О.К.Антоновым в 1947 году, является рекордсменом в своем классе по размеру серии и сроку эксплуатации: до сих пор сотни таких самолетов исправно служат людям.

Имя генерального конструктора О.К.Антонова, удостоенное стать фирменной маркой — «Ан», — стоит в ряду таких конструкторов, как А.Н.Туполев, С.В.Ильюшин, А.С.Яковлев, И.Сикорский. Сегодня антоновские самолеты, летающие по всему миру, являются символом не только украинского авиапрома, но и памятью о былой славе и достижениях авиастроителей бывшего СССР.

Вокруг ОКБ, созданного Олегом Константиновичем и по праву носящего его имя, сегодня интегрируется весь украинский авиапромышленный комплекс. Государственная самолетостроительная корпорация «Национальное объединение «Антонов» — новый прогрессивный шаг украинского руководства, опередивший своих коллег в России, которые уже много лет говорят о необходимости такой интеграции. Такая Корпорация, безусловно, привлекательна для инвестиций из частного сектора. Она располагает не бумажными, а вполне реальными разработками современных самолетов: Ан-140, Ан-148, Ан-70, Ан-124М — и собственным производственным потенциалом. Привлечение частного капитала, широкая кооперация с поставщиками во всем мире создают основу для рывка в новые технологии, на новые рынки.

Представляется, что Корпорация «Антонов» способна стать одним из мировых центров компетенции в сегментах транспортных и региональных самолетов. Для этого, наверное, надо шире привлекать национальный и иностранный капитал, сохраняя при этом национальные интересы, контроль и поддержку со стороны государства за высокотехнологичным производством, способным стать лицом Украины в XXI веке.

Отрадно, что украинское государство всегда помогало и поддерживало свои самолетостроительные предприятия, что позволило не потерять и в определенной степени развить их конструкторский и производственный потенциал, сохранить и приумножить знаменитую «антоновскую» школу проектирования самолетов. Сегодня на очереди задача увеличения производства и создание системы поддержки продаж. Имея определенный опыт в сфере авиационного лизинга, мы готовы оказать помощь украинским коллегам в становлении такого бизнеса, участвовать в модернизации самолетного производства и создании эффективной системы послепродажного обеспечения и поддержки эксплуатации самолетов.

Нельзя не отметить, что всегда украинский авиапром существовал в тесном взаимодействии с российскими коллегами и партнерами. Не менее половины стоимости самолетов «Ан» формируется в России. Поэтому есть все необходимые предпосылки для более глубокой кооперации и совместного освоения рынка. Важным инструментом может и должен стать региональный самолет Ан-148, который успешно завершает сертификационные испытания. На этот самолет есть спрос у российских авиакомпаний, и только негативная позиция отдельных госчиновников от промышленности, действующих скорее из личных, а не государственных интересов, препятствует освоению и полномасштабному серийному производству этого самолета в России. Корпорация «Антонов», проявив мудрость и дальновидность, уже сделала шаги навстречу российским партнерам, выдала лицензию на производство Ан-148 в Воронеже. Дело осталось за малым — получить разрешение от российских чиновников, управляющих контрольным пакетом акций Воронежского авиазавода. С сожалением можно констатировать, что эти чиновники, стремясь воспрепятствовать проекту Ан-148 в России, идут на все, включая развал созданной системы авиационного лизинга и банкротство одного из лучших заводов страны. Это делается в угоду аналогичному российскому проекту, на который чиновники рассчитывают потратить громадные бюджетные деньги. Они не понимают, что следовало бы не сталкивать проекты, а развести их по нишам — иначе, поскольку Ан – 148 опережает RRJ, он станет реальным конкурентом российскому самолету на мировом рынке и сделает проект RRJ убыточным.

Представляется, что решение данной проблемы уже вышло за рамки производственных отношений и перешло в политическую сферу. Необходимо, как это было в случае с газовым конфликтом, вынесение ее на уровень президентов двух государств. Здесь нужно объединение усилий всех здравомыслящих и заинтересованных в укреплении отношений наших государств лиц и организаций как в России, так и в Украине. Только вместе мы станем сильнее, и наше авиастроение не будет разбито поодиночке, чего очень хотят многие мировые конкуренты.

Всем нам еще предстоит активно побороться за возвращение того места в мире, которое раньше занимал советский авиапром. Так давайте объединяться и развиваться. Наши государственные руководители должны быть мудрее, инициативнее мелких чиновников в этом процессе. Мы верим в светлое будущее российского и украинского самолетостроения, готовы в меру своих сил и возможностей способствовать этим процессам, чтобы самолеты с маркой «Ан» оставались в небе!

Александр ЛЕБЕДЕВ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ