В Киеве прошел Моц Арт Фест «Аве Верум», на котором состоялась премьера литературно-музыкального спектакля «С глазу на глаз с Моцартом», поставленного по эссе «Несколько встреч с покойным господином Моцартом» Эдварда Радзинского. Текст от автора читал сам Эдвард Станиславович («День» писал о премьере в № 9). Радзинский приехал в нашу столицу всего на два дня. Несмотря на очень плотное расписание, нам все-таки удалось побеседовать с известным писателем-историком, драматургом, сценаристом, телеведущим, мудрым, обаятельным и ироничным человеком.
«МОЦАРТ ВОЗВРАТИЛ МЕНЯ К ГАРМОНИИ»
— В конце 90-х работа над моцартовской темой меня просто спасла, — признался Радзинский. — Я закончил книгу о Николае II (около двух лет я жил «с трупом»). Я впервые обнаружил записку Юровского о расстреле царской семьи, мне удалось найти показания шести участников того убийства и выпал ужас соединить их вместе в книге. Когда я это сделал, то вся картина той жуткой ночи стала реальностью... И в этот момент — звонок из Рима. Мне предложили для итальянского радио и телевидения написать о Моцарте. Эта тема стала настоящим избавлением после той грязи, крови и ужаса, которыми переполнена история расстрела семьи последнего царя Российской империи. Моцарт возвратил меня к гармонии, к высокому искусству. В то время в Америке готовилась к изданию моя книга (редактором выступила Жаклин Кеннеди) и я был вынужден много времени тратить на перелеты, т. к. выходу издания предшествовала большая рекламная кампания. Поэтому «Несколько встреч...» писал в самолетах. История Моцарта так захватила, что я не мог оторваться от этой работы. Композитор словно пригласил меня в другой мир. В тот мир, который в 1917 году попытались уничтожить. В мире, где был Бог, любовь, гармония и музыка... Я благодарен этой пьесе, но несколько настороженно к ней относился. У нее странная история. «Несколько встреч...» много раз начинали ставить, но возникали какие-то разные события и до премьеры дело так и не доходило. Впервые после Италии ее поставили у вас, в Киеве.
Режиссер Ирина Нестеренко, дирижер Николай Дядюра точно расставили акценты. Согласитесь, что самое главное в этой истории — моцартовская музыка. В моей пьесе есть такая фраза: «Остались только звуки...». Поэтому постановщики очень удачно придумали в спектакле рассказать о Моцарте без Моцарта, но он все- таки присутствует в своей музыке, исполняемой Симфоническим оркестром Национальной филармонии. Я благодарен режиссеру Михаилу Резниковичу, с которым мы дружим очень давно, что он откликнулся на мою просьбу, не только помог постановщикам спектакля, но и подсказал актерский состав исполнителей. В постановке заняты артисты Русской драмы — Олег Треповский (барон Готфрид ван Свитен), Николай Рушковский (Леопольд Моцарт — отец композитора), Наталья Шевченко (Констанция — жена маэстро), а также Алексей Богданович из Театра им. И. Франко (Антонио Сальери), капелла «Думка» и Симфонический оркестр филармонии.
Когда ставят пьесу, никто не знает, чем все закончится. Это своеобразная коррида — я отношусь к актерской профессии с некой болью. Они должны выходить всякий раз как тореодоры на арену, чтобы в итоге сказать: «Мы это сделали». На мой взгляд, получился замечательный спектакль, с сильной внутренней драматургией... Для меня моцартовская музыка — это постоянное ощущение жизни, любви и молитвы...
— Эдвард Станиславович, скажите, а некий пианист К., о котором идет речь в вашем эссе, существовал на самом деле?
— Нет! Этот персонаж — писательский вымысел. Вы знаете, когда я написал книгу про Наполеона, там тоже использовал художественный ход — «мемуары полководца». Однажды мне позвонили из «Нью-Йорк Таймс» и попросили прокомментировать события, произошедшие в Вильно, которые описаны в книге... Ладно читатели наивны, но и журналисты не видят грани между художественным произведением, авторским вымыслом и документами. Поэтому книгу о Наполеоне я запретил издавать западным издателям. Кстати, на мой сайт в интернете до сих пор пишут, спрашивая: где можно найти мемуары Ла Сказа, на основе которых написана книга. Но ведь я написал роман! Тем не менее книгу продают в разделе «История» и эссе о Моцарте там же. Я использовал классический литературный прием (как у Тургенева или Пушкина): книга начинается с хрестоматийного повествования, происходит некая завязка сюжета. «Несколько встреч...» — эссе, моя проба пера как писателя (до этого я не писал прозу, а только пьесы, сценарии).
— Почему жива легенда, что Сальери отравил Моцарта?
— В книге есть две стороны. Одна — выдуманная, написанная со слов пианиста К., а дальше — правдивая: все, что говорят герои — так думаю я. Что касается Сальери, то каким надо быть пронзительным самоедом, чтобы являясь первым капельмейстером двора, имея успех, славу и кому-то еще завидовать? Сальери — итальянец, с этого нужно начинать. Вовсе не выдумка, что прусский король Фридрих однажды сказал: «Я скорее выведу на сцену лошадь, чем немецкую певицу»! В ту пору каждый монарх имел придворного капельмейстера-итальянца. Поэтому барон ван Свитен объясняет, почему монарх не взял Моцарта на службу, а предпочел Сальери — именно потому, что он итальянец. А новатор Моцарт ему не интересен и не нужен. Кстати, вы знает, сейчас в мире очень популярны произведения Сальери. Они звучат на концертах, по ТВ, радио. Почему? Сальери талантлив, а еще потому, что, по легенде, именно он отравил Моцарта. А сколько в истории осталось таких, кто никого не отравил? Так что нынешняя популярность Сальери — это плата за то, что о нем долго лгали. Сальери не отравил Моцарта. Он даже не слушал его музыки! Из 600 моцартовских произведений он послушал одну его оперу, назвав ее «оперище». Но это был лишь комплимент, не более того... А барон Готфрид ван Свитен — реальное лицо. Именно он сделал странную вещь. Барон — человек очень богатый, считался другом семьи, а похоронил Моцарта в могиле для бедных. Он очень точно выбрал: похороны композитора обошлись в сумму 8 форинтов и 8 пенсов... (столько же однажды заплатил Моцарт, похоронив своего любимого скворца). Это была месть барона. Не секрет, что Моцарт был остр на язык и назвал музыкальные опусы барона «накрахмаленными симфониями», и это при том, что жил за счет ван Свитена. В письмах Моцарт часто писал, что он «на краю бедности». И он не лгал, но это так маэстро выплескивал свой темперамент. Нищета Моцарта условна. Получив гонорар — он часто сорил деньгами...
Легенда о Сальери как отравителе, жива так долго потому, что через 25 лет после смерти Моцарта, сойдя с ума, он кричал: «Я убил Моцарта»! Почему он кричал? Его стали забывать, а неизвестного при его жизни композитора стали называть гением, музыка Моцарта звучала повсюду. И Сальери продолжил свое недоброжелательство. Первый капельмейстер двора действительно не давал никому приближаться к принцессам. Он сам учил их музыке — это был его хлеб. Именно это двойное наложение и родило его крик и самооговор больного человека. А люди любят подхватывать версии. И хотя Сальери был учителем сына Моцарта, Франца Ксавера — про это все забыли, но запомнили, что Сальери назвал себя убийцей композитора, а как говорится — «признание — царица доказательств».
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 г. в австрийском городке Зальцбург. Первоначальное музыкальное образование он получил у своего отца — Леопольда Моцарта — известного в то время музыканта.
Первые произведения маленький Моцарт сочинял уже в 4-летнем возрасте, а с 7 лет начал гастролировать вместе с отцом и сестрой. В 8 лет Моцарт впервые увидел собственные сочинения опубликованными, это были четыре сонаты для скрипки и клавесина. Детство и юность композитор провел в постоянных переездах из города в город, успешно гастролируя вместе с сестрой. Моцарт выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестяще импровизировал. Но благополучное существование композиторов и музыкантов того времени зависело от наличия богатого покровителя, которого у Моцарта не было. Он не смог найти себе хорошо оплачиваемую работу и был вынужден зарабатывать себе на жизнь преподаванием, а написанием музыки занимался в свободное время. Композитор создал свыше 600 произведений разных музыкальных жанров. Маэстро был женат на Констанции Вебер. У них родилось шестеро детей, но выжили только двое.
Моцарт умер в возрасте 35 лет, после тяжелой болезни, во время которой он написал одно из самых известных своих произведений — «Реквием». Композитор был похоронен в общей могиле для нищих на кладбище Св. Марка в Вене. Место погребения Моцарта было обнаружено в 1855 г. и на этом месте поставили мемориальную колонну с плачущим ангелом. К 100-летию со дня смерти маэстро памятник перенесли на центральное венское кладбище. К 250-юбилею со дня рождения композитора во всем мире проходят торжества (концерты, фестивали, премьеры) и 2006 г. назван Годом Моцарта.
«ИСТОРИЯ УСЛУГ НЕ ОКАЗЫВАЕТ»
— Эдвард Станиславович, какие у вас музыкальные пристрастия?
— Я люблю музыку. Постоянно хожу в консерваторию. Мое лицо примелькалось на телеэкране, поэтому часто приходится давать интервью, но ведь я не музыковед, а любитель. Я никогда не слушаю музыку под настроение. Хожу на концерты, чтобы ощутить живую музыку: в зале это совершенно другое ощущение! Хотя, например, моя мать слушала пластинки, но для меня в записях что-то уходит из музыки. Но мне кажется, что в живом звучании нет электричества. На концерте вы видите, как выступает исполнитель, именно в данную минуту рождается музыка и происходит чудо...
— Вы драматург, сценарист, писатель, телеведущий, но, похоже, история всегда остается у вас на первом месте?
— Мне как историку интересно писать об исторических личностях. Я выпускник Московского историко-архивного института. У меня был замечательный учитель — великий историк Александр Павлович Зимин... В советские времена я считал, что учусь на факультете несуществующих наук. Ведь в тот период невозможно было заниматься историей. Вы вспомните, в разделе «Библиография» нужно было обязательно писать перечень трудов классиков марксизма-ленинизма и одним из доказательств исторической истины было цитата этих «классиков».
В СССР не было истории, а была политика, обращенная в прошлое. Наша трагедия была в том, что история — особая вещь... Однажды французский король обратился к известному судье с просьбой оказать ему услугу. Судья выслушал и сказал, что суд услуг не оказывает — он выносит приговоры. Вот так и история. Она услуг не оказывает. А у нас оказывает! И поступает вроде официанта, выносящего блюда, которые ждут к столу. Если сейчас у нас идет разоблачение культа личности — история вам об этом расскажет. Потом начинается империя и нужен другой герой-создатель, и тогда про культ забывают. История думает, что она может быть патриотической. Страны, где есть патриотическая история, все время, как белка в колесе, повторяют свои ошибки прошлого... Вот в чем беда и катастрофа. Поэтому публично историей в бывшем СССР стало можно заниматься только после перестройки. Историки получили право писать то, что они думают, а сейчас снова власти пытаются прервать эти «вольности». Задача историков — не помогать государству использовать историю, а помогать понять, что случилось с самим государством. Например, почему на огромной территории Российской империи до 1861 года было рабство? Как это произошло? Почему пришла смута? Кстати, смута для истории — вовсе не плохо (это как болезнь, лихорадка и требует, чтобы народ из болезни извлек уроки). Был период когда на ваши земли и наши пришли поляки — люди, с ощущением огромной вольности... Цари предавали, была цепь предательств среди бояр, дворян... Потом люди учились жить без царя. Чем это кончается? Они породили новое царство! Поэтому в XVII веке можно увидеть тени 1917 года и так много раз... Мы не учились на ошибках прошлого!
Недавно я закончил большую работу об Александре II. Я освободился, выполнив проект (четыре огромные книги о Николае II, Распутине, Сталине, Александре II), пытаясь ответить на главный вопрос: почему произошла революция 1917 года? Почему в православной стране стали крушить кресты? Все это ерунда, когда говорят, что большевики на немецкие деньги привезли революцию. Да, большевики получали деньги, чтобы сделать революцию в России и Германии. Но каким путем никому не известная партия радикалов захватывает власть в стране, которая была не готова к социалистической революции, даже слова «радикал» не знала? Причем захватили власть непросто: была интересная идея — отменить государство. Но проходит несколько лет и большевистская партия создает самое мощное государство в мире! Когда это началось? Оказывается, начало произошло во времена, так называемые благоденственные — когда вводились реформы Александра II, которого писатель Ф. Достоевский очень точно определил: «колеблясь над бездной». Российская империя уже тогда была на краю бездны. Беда не в том, что революция произошла в 1917 году, а в том, что она произошла слишком поздно. Россия была беременна революцией еще в конце XIX века, а император, чтобы спасти самодержавие — пошел на полумеры: ограничил власть. Он решил создать Конституцию, а его сын повернул назад. Так часто у нас делалось, потому что начинать реформы в России опасно, но куда опаснее их останавливать...
Сейчас я от этой громадной темы освободился и перешел к роману. Пишу о тех людях, которыми занимался как историк. А в истории нужно быть предельно точным. Шаг влево или вправо недопустим, и мне приходится губить свое писательское воображение, а оно составляет самую сильную и приятную сторону моей жизни... Недавно я побывал на даче, где умер Сталин, и хотя туда не пускают, мне удалось не только попасть, но и сделать съемки для будущей передачи (в марте по Первому российскому каналу должна пройти премьера «Сталин — последняя загадка»). Представьте, там все осталось как при Иосифе Виссарионовиче (даже мебель и постель сохранились). Я попытаюсь рассказать зрителям: кто же он был? Как всякий диктатор, Сталин, был великим актером. Представьте, человек, говоривший тезисами, сумел обольстить самого Бернарда Шоу. Сталин — удивительная азиатская фигура. Я часто делал телепередачи в небольших комнатах, но эту записал в Большом концертом зале Санкт- Петербурга, и сейчас заканчивается монтаж фильма.
— А об украинской истории вы не хотите подготовить передачу?
— Я не настолько хорошо ее знаю. Хотя меня конечно же волнует то, что происходит у вас. Но я историк и привык оперировать фактами. Общаясь со своими знакомыми, живущими в Украине, я пытаюсь понять: почему они чувствуют себя разочарованными? Да, был всплеск в дни оранжевой революции, а ныне начались скучные будни. Самое сложное — жить после революции. Люди должны понимать, что будет трудно. Одно дело быть на Майдане, а другое — вернуться потом на фабрики, заводы, к ежедневной работе. Долго единения не бывает. После слов (даже самых правильных и замечательных) нужны конкретные дела. После революции всегда трудно... Это не разочарование, а просто продолжается жизнь. Праздник закончился и начинаются будни: жить, есть, пить, общаться с соседями. А вот тут начинается хитрость тех, кто ведет народ. Всякий путь реформ — это все равно что путь Моисея через пустыню. Он не комфортабелен и очень труден. А все хотят пройти его побыстрее, но это очень непросто.
— На ваш взгляд как историка, почему так охладели отношения между нашими странами?
— Об этом можно говорить долго... Вы знаете, как бывает между братьями: кто ближе — с тем и ссорятся чаще. Каждая из сторон беспощаднее действует, доказывая свое. И это грустно. С дальними «родственниками» видятся редко и при встречах начинаются всякие политические реверансы, а кто ближе — с теми особенно не церемонятся. Порой, в пылу спора лишнего наговорят и начинается ссора. Ныне мы все наблюдаем ее, а дальше начинаются сложности...
Вы знаете, когда существует монархия, то там государю все равно, что будет дальше (по закону после него будет править сын, брат или внук). А когда вы в демократической стране имеете дело с нанятым политическим менеджером, которым является президент, то он очень заботится, чтобы продлить срок своего пребывания на высшем государственном посту. И очень часто ему не до народа. Начинаются предвыборные «игры», желание удержать власть. Как совместить партийные интересы и интересы народа? Вырабатывать стратегию на тот период, когда президент уже покинет свой пост? Ведь он должен думать о преемнике, о котором не знает: кто это будет... Но я оптимист — все между нашими странами образуется. Ведь сколько дерево не крась — листья все равно будут зелеными... Я официально называюсь членом совета по культуре президента В. Путина. Но не могу сказать, что со мной Владимир Владимирович обсуждает государственные дела. Ни разу этого не было! Но в одном из интервью Путин сказал, что смотрит по ТВ все мои передачи. Это лестно. Вот в них я что могу, то и советую...
«МЕСТО ВОЛЬТЕРА ЗАНЯЛ «ГАРРИ ПОТТЕР»
— Эдвард Станиславович, как вы относитесь к тому, что ныне во всем мире вырос огромный интерес читателей к псевдоисторической литературе, например, «Код да Винчи» Дэна Брауна стал бестселлером и возглавляет книжные рейтинги? — Во всем мире прошла демократическая революция, т. е. место Вольтера занял «Гарри Поттер». Дети пришли. Они хотят читать, быстро понимать и развлекаться. Возникла клиповая культура. Читателям безумно интересно, когда им рассказывают о тайнах. Кстати, Браун работал в том же издательстве Doubleday, в котором я издавался в Америке. Когда он принес рукопись, то никто не заинтересовался ею кроме главного редактора. Он рискнул и решил издать. Но степень детскости нынешнего читательского мира даже он не смог представить. А в России еще проще. Долгие годы у нас была одна истина, а все хотят иметь хотя бы две. Поэтому люди продолжают верить, что Маяковского убили, а не сам поэт застрелился. Но ведь есть предсмертная записка, но ее отметают, а тема убийства живет. То же самое с царскими останками. Сделали девять экспертиз, доказали, что эти останки генетически сходны с ДНК нынешнего принца Филиппа. Согласитесь, что в окрестностях Екаринбурга мало найдется родственников этого принца. Но все равно в комиссии сомневаются... У нас в бывшем СССР долго учили, что ничего мистического быть не может, а есть только материалистические факты и одна истина. Поэтому так популярны у нас кашпировские, чумаки — это продолжение всеобщего невежества. И Есенина убили, а не повесился поэт сам... История у нас служит двум вещам: государству и народу. Когда она служит народу — становится очень потешно...
Например, во Франции, Италии, Германии уже проводят экскурсии по маршрутам героев книг Брауна. Фильм «Код да Винчи» обещают показать на Каннском кинофестивале в мае, но уже вовсю готовятся к этому «эпохальному событию». Увидите, скоро начнется ажиотаж, придется даже туристические трассы прокладывать, потому что миллионы людей захотят увидеть не только премьеру, но и места, спрятанного Священного Грааля... Сейчас у молодого поколения существует клиповое сознание. А это другая скорость, другой ритм, другие процессы. Возможно, эти процессы будут еще больше убыстряться, но мне кажется, когда-нибудь для читателей вновь станет притягателен ритм произведений настоящей литературы... Вы думаете, что при демократических революциях народы действительно обеспокоены голодом в Африке? Нет! Они обеспокоены, проиграла ли Португалия в футбол, и вся страна в трауре, грозит отставкой премьер-министру за поражение команды. Мы с вами живем в детской цивилизации — вот и пожинаем плоды ее роста.
P.S. 15 февраля Национальная филармония вновь приглашает на спектакль «С глазу на глаз с Моцартом», но уже без Радзинского (текст от автора будет читать Олег Треповский).
СПРАВКА «Дня»
Эдвард Станиславович Радзинский родился 29 сентября 1936 года в Москве, в семье драматурга С. Радзинского. Окончил Московский историко-архивный институт. В 1960 году на сцене Московского театра юного зрителя поставлена его первая пьеса «Мечта моя... Индия». Известность драматургу принесла пьеса «104 страницы про любовь» (1964), шедшая на многих сценах бывшего СССР. Пьесы «Театр времен Нерона и Сенеки», «Беседы с Сократом»,«Она в отсутствии любви и смерти», «Продолжение Дон Жуана», «Приятная женщина с цветком и окнами на север», «Старая актриса на роль жены Достоевского» и другие — ставились во многих странах. Кроме пьес Э. Радзинский работал в кино как сценарист. В 90-х Эдвард Станиславович обрел популярность прозаика, пишущего о выдающихся исторических личностях. Его книги о Распутине, Наполеоне, Сталине, Николае II стали бестселлерами и переведены на многие языки. На телевидении Радзинский работает над циклом передач «Загадки истории». Ныне он является членом совета по культуре при президенте РФ В. Путинe.