Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Демократия эмиров

Кувейт избежал политического кризиса
27 января, 2006 - 20:46
НОУ-ХАУ ОТ КУВЕЙТСКИХ ФЛОРИСТОВ — РОЗЫ С ПОРТРЕТАМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРАВЯЩЕЙ ДИНАСТИИ / ФОТО РЕЙТЕР

Несколько дней весь восточный мир, а с ним и значительная часть западного, с неподдельным интересом наблюдал за тем, как Кувейт определялся с кандидатурой нового лидера страны — эмира. А посмотреть было на что — два претендента, премьер-министр Сабах аль-Ахмад аль-Сабах и его конкурент, официальный наследник, 75-летний шейх Саад аль-Абдалла аль-Сабах придали своему спору значительную публичную огласку.

По установившейся традиции, власть в Кувейте время от времени переходит к представителям двух кланов: аль-Джабер и аль-Сабах. Предыдущий эмир, представитель клана аль- Сабах, Ябер аль-Ахмад аль-Сабах, управлял страной с 1978 года. В 2001 году он перенес инсульт, с того времени состояние его здоровья постоянно ухудшалось, в результате чего в течение нескольких последних лет Кувейтом фактически управлял премьер-министр Сабах аль-Ахмад аль-Сабах. Но 15 января этого года старый и больной эмир умер. По закону, его преемником стал официальный наследник, шейх Саад аль-Абдалла аль-Сабах. Но правительство страны сразу попросило парламент страны лишить шейха эмирских полномочий, ссылаясь на закон 1964 года. В соответствии с ним, если эмир не может управлять страной по состоянию здоровья, кабинет министров имеет законное право обратиться в парламент с просьбой отстранить больного политика от власти. Для принятия такого важного решения необходимо две трети голосов парламента.

В ответ на это, Саад аль-Абдалла аль-Сабах подал в парламент просьбу (фактически прозвучавшую как требование) провести во вторник официальную церемонию его присяги в качестве нового эмира. Такой ход событий вызвал небывалый публичный спор между различными ветвями одной королевской семьи, начавший угрожать стране реальным политическим кризисом. Если вспомнить тот факт, что Кувейт контролирует около 10% всех разведанных нефтяных запасов в мире, то очевидно, что политическая непредсказуемость и нестабильность в этой стране может автоматически привести к новому скачку цен на «черное золото» на мировом рынке. А такой сценарий совсем не по нраву всем потребителям нефти, но в первую очередь США, ведь кроме определенной экономической зависимости от кувейтской нефти в лице Кувейта Вашингтон имеет одного из ключевых союзников в ближневосточном регионе.

Спустя несколько дней большинство членов правящей династии все же пришли к выводу, что страну должен возглавить действующий премьер-министр Сабах аль-Ахмад аль-Сабах, а Саад аль-Абдалла аль-Сабах должен добровольно отказаться от эмирских полномочий. Ведь у 75-летнего шейха действительно значительные проблемы со здоровьем, и по свидетельству очевидцев он вряд ли смог даже прочитать текст своей присяги. По информации местной прессы, большинство жителей Кувейта, напуганных возможностью политического кризиса, также высказались в поддержку добровольного отречения.

Постепенно аргументы большинства все же подействовали — после длительных переговоров Саад аль-Абдалла аль- Сабах согласился на добровольное отречение. По свидетельству депутата парламента Насера аль-Сенеха, 75-летний Саад дал окончательное согласие в обмен на некоторые уступки относительно него со стороны других членов правящей династии. А финальную точку в политическом споре между всеми участниками поставил парламент страны. Во вторник, 24 января, он провел формальную процедуру — отказал законному наследнику шейху Сааду аль-Абдалли аль-Сабаху в проведении официальной церемонии присяги. Парламентарии согласились с аргументами противоположной стороны, подтвержденными заключением медицинской комиссии — шейх не может выполнять государственные обязанности эмира в связи с плохим состоянием здоровьем. Вместе с тем депутаты единогласно поддержали предложение наделить премьер-министра Сабаха аль-Ахмад аль-Сабаха полномочиями нового эмира Кувейта. Соответственно, кризис, угрожавший неприятностями всем, миновал. Здравый смыл победил, а мировое сообщество получило дополнительное доказательство того, что частичное применение демократических принципов, пусть и по-кувейтски, на Востоке с его династическими обычаями все же возможно.

Сергей ОМЕЛЬЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ