Очень многие актеры страдают от однобокости собственных амплуа. Также и теленовостийщикам постепенно становится тесно работать в одном жанре. В последнее время на «1+1» журналисты Телевизионной службы новостей пробуют свои силы во многих новых телепроектах. Кто-то примеряет роль телеведущего, как то Эдуард Лозовой или Александр Шилко. Кто-то снимает документальные фильмы «на злобу дня» для нового ток-шоу Анатолия Борсюка «Черным по белому». Именно эти короткие авторские фильмы репортеров ТСН, среди которых Сергей Швец, Стас Ясинский, Егор Чечеринда, Артем Шевченко, лягут в основу дискуссионного проекта.
А ведущий новостей на канале «1+1» Андрей ТЫЧИНА в данный момент создает свою первую авторскую программу с рабочим названием «7 минут», которая появится в эфире в конце февраля.
— Вы общаетесь с первыми лицами страны и государственными мужами. Существуют ли какие-то особые правила, некий этикет общения с «сильными мира сего»?
— Первые лица есть первые лица. Возложенная на них обществом огромная ответственность определяет их особый статус, в том числе и в общении с прессой. Но это — дело каждого СМИ, как строить свои отношения с властью. Диктовать свои условия власть не вправе. Мы, например, никогда не проигнорируем заявление главы государства, которое касается интересов всего общества. Но вот обсуждать ли заранее с представителем власти темы интервью, чтобы он мог подготовиться заранее, это уже наше внутреннее решение. Если у нас требуют предоставить заранее полный список вопросов, мы обычно просто отказываем в интервью. Ну а непосредственно в общении представители власти — это просто хорошо информированные люди. Какого-то особого этикета тут нет. Моя задача — получить эксклюзивную информацию, у них — свои задачи (политика, пиар). У нас одновременно разные и общие цели. И тут правила общие для всех.
— Как вы относитесь к тому, что многие талантливые журналисты идут в большую политику? Нет ли у вас таких амбиций?
— Большинство журналистов, которых спрашивают, хотят ли они пойти в политику, отвечают отрицательно. Однако отказаться от реально предложенного места в проходном списке способен далеко не каждый. Мне известны только единичные случаи. Ничего плохого в этом не вижу. Каждый гражданин имеет право реализовать себя в политике. Нужно только твердо осознавать, что с этого момента ты перестаешь быть журналистом. На мой взгляд, политика и журналистика — несовместимы, это прямой конфликт интересов. Поэтому и работник пресс-службы, и пиарщик тоже не имеют права называть себя журналистами. Думаю, журналистская среда скоро придет к этому окончательно и выработает соответствующие внутренние неписаные (а может, и писаные) правила.
— Есть ли место журналистскому «Я» в формате новостей и насколько возможно его проявление? Как соблюсти паритетность объективности и субъективности в новостийном вещании?
— На самом деле это — вопрос бурных дискуссий. Идеальная модель новостей в идеальном обществе предполагает полное отсутствие субъективизма при подаче информации. Журналист просто не имеет права как-либо демонстрировать личное отношение к событиям, которые освещает. С другой стороны, новости делают люди, а не роботы, и субъективизм все равно будет проявляться хоть в чем-нибудь: последовательности изложения, интонациях, эмоциональной окраске сообщений и т.д. Все-таки, журналисты относятся к той категории людей, которая владеет очень большим объемом информации, что позволяет им делать самостоятельные глубокие и обоснованные выводы. Не всегда есть время изложить все аргументы, и тогда сообщения могут действительно выглядеть тенденциозными. Соответственно, есть и другая концепция, которая опирается на особенности ментальности украинского общества. Якобы наш зритель хочет получать не только голую информацию, но и готовые ответы на свои вопросы. Отчасти это правда. С одной стороны, нас бьют за критику власти, с другой — за «информационную кампанию» против оппозиции. Думаю, должны быть новости, которые будут наиболее полно удовлетворять запросы этой части аудитории. А нашу задачу я вижу в поиске наиболее точного баланса и отстаивании общенациональных интересов и общечеловеческих ценностей.
— Запуск авторской программы — это новый этап в вашей работе?
— Последние семь лет я проработал в формате ночных новостей. Двигаться дальше в этом же направлении уже просто неинтересно. Жанр хоть и предполагает некоторые элементы аналитичности, все же оставляет слишком мало простора и времени для творчества. Когда генпродюсер «1+1» Ольга Герасимьюк предложила мне, так сказать, «сменить амплуа» и поработать в формате ежедневных интервью на актуальные темы, я раздумывал недолго. Форма достаточно жесткая — 7 минут интенсивного общения с гостем студии, который имеет прямое отношение к одной из главных тем дня. Этим и интересная — нет времени для растекания мыслию по древу, короткие вопросы — короткие ответы, максимум информации при минимуме времени. Долго ломали голову над названием, перебрали десятки вариантов, пока не пришли к короткой формуле — «7 минут». Напрямую проект с выборами не связан. Но то, что запуск совпадает с разгаром избирательной кампании, считаю удачным стечением обстоятельств. По крайней мере, на первом этапе не будет отбоя от гостей. Много вопросов вызывает юридическая сторона — следует ли считать ответы конкретного гостя-политика на вопросы по политическим темам предвыборной агитацией, которая должна расцениваться как политическая реклама со всеми вытекающими правовыми последствиями? Этот вопрос мы сейчас решаем.